Министерство транспорта обнародовало проект новых правил техосмотра для водителей. Документ опубликован на портале regulation.gov.ru. Скоро у работника дорожной инспекции появится право изъять диагностическую карту ТО, если автомобиль прошёл осмотр с нарушениями либо водитель просто купил документ.
Представитель ГИБДД в этом случае передаст сведения о липовом талоне ТО в страховую компанию, а также позаботится о привлечении к ответственности оператора техосмотра.
Документ Минтранса вступает в силу 8 июня вместе с новым законом о техосмотре: чиновники давно хотят навести порядок на рынке диагностических карт. По данным Минэка, около 80% россиян просто покупают талоны ТО без предоставления транспортного средства. С лета диагностику начнут фиксировать на фото, а данные будут храниться в виртуальном «облаке» МВД. С июля камеры «научат» выписывать штрафы за езду без талона ТО, а для торговцев картами без реального осмотра техники введут наказания.
Планов вести видеосъёмку техосмотра пока нет, уверяют источники «Коммерсанта»: у МВД нет достаточной мощности для хранения таких объёмов данных. Однако ведомство готовится создать сервис, при помощи которого водитель сможет проверить по VIN-номеру срок действия карты ТО и узнать информацию про оператора.
Не очень понятно, как будет сочетаться с нововведениями система ОСАГО. По правилам, для оформления полиса на автомобиль старше трёх лет необходим актуальный талон техосмотра. Пока новеллы не регламентируют действия страховщиков. Но страховщик в праве пойти в суд по поводу разрыва договора с водителем, а это особая процедура.
«Рудиментарный орган»
Новые правила чреваты злоупотреблениями со стороны государства, если вовремя не сообщать водителям об аннулировании их карточек ТО, уверен гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко. «Водитель будет ездить, ничего не зная, насобирает штрафов или попадет в ДТП и получит регрессный иск со стороны страховщика за управление автомобилем, не прошедшим ТО», - цитирует эксперта «КоммерсантЪ».
Для изъятия диагностической карты полицейскому потребуется написать «миллион писем», уверен глава общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Кирилл Форманчук. Процедура слишком трудоёмкая, и право аннулировать карты отдадут, скорее всего, отдельным инспекторам Гостехнадзора. Но им и без того есть чем заняться, считает специалист. Право на техосмотр нужно вернуть в ГИБДД, говорит он. С тех пор, как техосмотр отдали страховщикам, смысл механизма потерялся. Многие просто покупают вместе с полисами талоны ТО: это удобно, а по деньгам примерно соответствует реальному осмотру машины.
Автоэксперт Вячеслав Субботин назвал техосмотр «рудиментарным органом». Его давно пора отменить, уверен он. Важно разрешить вопрос между сохранением полиса ОСАГО и изъятием диагностической карты: в противном случае мы сталкиваемся с юридическим противоречием.
Критикует закон и автоэксперт Игорь Моржаретто. Раз у водителя нет мотивации проходить техосмотр, его продолжат покупать. А нововведение направлено на последствия, а не причины. «Это из серии «А если у вас не будет, мы вас накажем», рынок так частично серым и останется», - сказал он Nation News.
«Количество ДТП по причине неисправности автомобиля несоизмеримо мало в общей статистике. Тем не менее очевидно, что необходимо принимать меры. В данном случае подобное постановление вполне понятно», - поддержал документ директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев. Но инспектор пока не имеет возможности оценить подлинность карт ТО. А водитель не обязан её возить с собой: главное – права, СТС и полис ОСАГО, сказал эксперт RT. Канаев также предлагает передать техосмотр гаишникам. А для личного транспорта и вовсе отменить обязательную диагностическую карту, взамен сделать добровольную с системой бонусных баллов. «Чисто профилактически это было бы намного эффективней», - отметил он.
Вспомнили старое
Ещё лет 7 назад техосмотр был «под крылом ГИБДД», велась фоторегистрация, сказал автоэксперт Дмитрий Попов. Но в борьбе с коррупцией ТО доверили страховщикам, исчезло фотографирование. Сейчас возвращают хорошо забытое старое. Если человек приехал на техосмотр с машиной и готов платить деньги, он в любом случае захочет попутно оценить состояние «железного коня», говорит Попов.
Странно, что ведомства озаботились борьбой с серыми талонами только сейчас, удивился депутат Вячеслав Лысаков. «Если человек обманным путем прошел техосмотр, его документы недействительны», - заявил парламентарий «Известиям».
Водителя часто делают «крайним», может быть, имеет смысл «отлавливать и наказывать» страховщиков, которые предлагают оформить ТО на месте, предложил член комитета Госдумы по транспорту и строительству Максим Сураев.
Напомним, в 2021 году в РФ вступит в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. Водители могут столкнуться с многократным ростом денежных наказаний за превышение скорости, появлением санкций за «опасное вождение» и накопительной системой штрафов. Значительно (вплоть до лишения прав) ужесточается наказание за отказ или невозможность остановиться на требование гаишника. Сохраняются 50% скидки на оплату штрафов в течение ближайших дней после формирования квитанции.