Озвученные планы свидетельствуют о том, что и в ближайшие четыре года минимальная зарплата будет оставаться на прямо-таки нищенском уровне. В этом легко убедиться, произведя несложные расчеты. Сегодня "минималка" - 720 рублей, что составляет 26 процентов от январского прожиточного минимума трудоспособного гражданина (по предварительным оценкам - 2790 рублей). С 1 октября нижняя планка будет поднята до 800 рублей. Если через четыре года, как говорил премьер, она должна быть увеличена в полтора раза, значит, составит 1200 рублей. А прожиточный минимум в 2008-м (это если инфляция в предстоящие годы будет такой же низкой, как планирует правительство) вырастет до 3500 рублей. Выходит, что "минималка" не превысит трети от прожиточного минимума. Разве это "существенное приближение"?
Заявление премьера выглядит странно и в свете объявленного графика повышения "минималки" в ближайший период. С 1 мая 2006-го она увеличится до 1100 рублей. Об этом вице-премьер Александр Жуков доложил недавно президенту страны. Получается, что с мая 2006-го по 2008-й минимальная зарплата вырастет только на 100 рублей? Ерунда какая-то... Если же председатель правительства за точку отсчета брал планируемые индикаторы будущего года, то и в этом случае повышенная в полтора раза зарплата составит 1650, то есть в два с лишним раза ниже прожиточного минимума. Может возникнуть впечатление, что премьер не очень хорошо ориентируется в цифрах, которые озвучивает.
Недопустимо низкий уровень минимальной зарплаты у нас не только противоречит международным нормам и логике (получки должно хватать хотя бы на элементарное выживание работника), но и является существенным тормозом повышения общего уровня оплаты труда в стране. И бывшее Министерство труда, и Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, и профсоюзы не раз ставили вопрос о поэтапном приближении "минималки" к прожиточному минимуму. Постоянно обращаются к правительству: "Назовите конкретные сроки: сколько на это потребуется времени - 4 года, 10 лет, 15?" Многие специалисты считают оптимальным сроком 2008-й (об этом заявляли и некоторые высокопоставленные чиновники). Но Министерство финансов упорно отбивает все "атаки". Теперь, получается, и в 2008-м эта важная задача решена не будет.
Между тем низкий уровень оплаты труда (и в бюджетном, и в небюджетном секторах) не способствует ликвидации очагов напряженности в социальной сфере. В проекте среднесрочной программы, внесенном на днях Минэкономразвития в правительство, дается весьма жесткий анализ: "В сложившихся условиях низкий уровень заработной платы способствует сохранению экономически неэффективных рабочих мест, развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий. Сохраняющийся низкий уровень зарплаты деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу". Оценки точные, но для изменения ситуации необходимы конкретные механизмы и прежде всего четкий график повышения "минималки" до прожиточного минимума. Ведь одними словами делу не поможешь.
Владимир Путин поставил задачу существенного сокращения уровня бедности в стране. Как же, спрашивается, правительство собирается решать ее, если и через четыре года на "минималку" прожить будет невозможно?