В 2020 году в России стартует эксперимент по поощрению примерных водителей. О таких планах прессе рассказал вице-премьер Максим Акимов. «Я думаю, что за этим, безусловно, будущее. Это очень важный вклад в нашу общую безопасность. И что в экспериментальном режиме мы вполне в следующем году можем такие решения запустить», - говорил Акимов ТАСС. Тестовый режим не потребует затрат, однако экспертам и чиновникам ещё предстоит проработать всю нормативную базу механизма поддержки порядочных автомобилистов.
При этом в будущем станет сложнее создать некие правила, способные повлиять на цену страховки и позволяющие водителям копить «какие-то» бонусные баллы, заметил Акимов. Он не исключил, что бонусами можно будет оплачивать штрафы и не только. «Если ты аккуратно водишь, можешь и зарабатывать на этом, ведь ты обеспечиваешь безопасное движение не только себе, но и другим участникам движения. Это надо поощрять», - цитируют РИА Новости чиновника.
Видимо, система поощрений сложится благодаря цифровым технологиям. Так, обладатели добровольных полисов КАСКО уже сейчас при желании могут установить на машину телематическое устройство. Аппарат присылает страховщикам данные о характере вождения. Если человек обращается с техникой аккуратно и не нарушает ПДД, для него стоимость КАСКО уменьшается. Похожие меры правительство хочет распространить и на полисы ОСАГО в русле реформы «автогражданки». Законопроект ждёт своего часа в Думе. О пользе скидок на полисы ОСАГО говорил и зампред Совета Федерации Николай Журавлев. «Усилия должны быть направлены на то, чтобы страховой приоритет по ОСАГО становился все более индивидуальным», – приводит его слова агентство «Москва». Пока же добросовестные водители оплачивают плохое поведение меньшинства.
На днях СМИ сообщали о вероятном повышении цен полисов ОСАГО на 25%. Причиной тревожных прогнозов стало предложение Минфина поднять страховые выплаты за ущерб жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 млн рублей. Но с этим предложением в высоких кабинетах повременят, заверил Журавлёв. Из других идей Минфина: отменить привязку ценника ОСАГО к мощности двигателя и территории. На данный момент поправки в закон об «автогражданке» не приняты.
«В бюджете не предусмотрена статья расходов на поощрения водителей. Речь лишь о реформе ОСАГО. Страховщики вновь заговорили о повышении тарифов. А те, кто согласится прикрепить в машину «жучок» и добровольно стучать на себя обещаны не столь наглые цены, - сказал порталу TRUD.RU автоэксперт Сергей Асланян. – Все априори плохие. А кто с «жучком» - те лучше. Это и имел ввиду Акимов». Лишены логики рассуждения Акимова о баллах для законопослушных водителей, которыми якобы станет возможно гасить штрафы, указал Асланян. «Правильный водитель – и штраф? Получается, штраф в России не имеет отношения к вине, что косвенно и подтверждает Акимов», - заметил эксперт.
«Нормальных водителей надо поддерживать. За 70% ДТП в ответе всего 5% автомобилистов, - сказал нашему порталу координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. – Но как идею реализуют?». Надо сконцентрировать внимание на дальнейшей индивидуализации полисов ОСАГО, уверен специалист.
«Существует (в других странах - TRUD.RU) практика, что, если ты заработал какой-то штрафной балл, но у тебя хорошая история, тебе могут его ликвидировать. Если ты много лет хорошо ездил, то один раз можно и простить. То есть штраф человек все равно заплатит, но штрафной балл не получит», - говорил в эфире «Вести FM» автоэксперт Игорь Моржаретто.
По мнению главы общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергея Канаева, поощрять можно снижением транспортного налога. Пока, однако, не понятно как это можно организовать.
Иначе рассуждает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Аккуратное вождение — норма, которой должны следовать все водители. Поощрение необходимо применять за сверхнормативное поведение», - цитирует его RT. Вознаграждать стоит за заслуги, аккуратное вождение должно стать обычным делом, полагает Похмелкин
Отметим, по свежим замерам аналитиков Национального рейтингового агентства (НРА) и экспертов РАНХиГС и ВШЭ, самый безопасный с точки зрения вождения регион РФ – Центральный федеральный округ. Далее идут Сибирский, Уральский, Южный, Северо-Западный и Приволжский. Наиболее опасная манера вождения у жителей Северного Кавказа и Дальнего Востока. Данные получены благодаря установке телематических устройств Meta System на 14 тысяч машин, застрахованных в рамках КАСКО. Специалисты не выявили зависимость между особенностями вождения и размерами тарифа по КАСКО.
Напомним, в январе Центробанк расширил на 20% ценовой коридор ОСАГО в сторону увеличения и уменьшения. Коэффициент «возраст-стаж» стал включать 58 градаций вместо 4-х, весной изменения коснулись и коэффициента «бонус-малус».