Канадский биолог Макмастер Хендрик Пойнар полагает, что примерно через 50 лет мамонт сможет вернуться в природу. Генетики почти завершили составление «генетической карты» животного. По словам Пойнара, ученые выяснили, чем отличается хромосома мамонта от хромосомы азиатского слона.
Биолог считает, что возрождение мамонтов позволит выяснить причины их гибели и предотвратить вымирание современных видов. Но если отвлечься от биологической серьезности, вопрос может переместиться в метафорическую плоскость: о воскрешении всего сущего на Земле.
Елена Иванова, кандидат биологических наук
– Технически восстановить мамонта возможно с помощью ДНК-методик, клонирования. Однако предприятие это рискованное. Человечество занимает все больше пространств, вытесняя дикую природу. Не факт, что для мамонта останется место. Возрождение этих животных непредсказуемо для биоценоза. Необходимо просчитать все последствия. Много примеров, когда, пытаясь спасти одно, люди губили другое. Например, кто-то посчитал, что в России образовалась свободная биологическая ниша: так к нам в страну попала американская норка. В итоге она почти вытеснила русскую норку. Были идеи завозить в Россию и виргинского оленя. Слава богу, эксперты вовремя спохватились и остановили очередную аферу.
Если уж сейчас планета идет к постепенному сокращению ареала дикой природы, если мы не можем решить даже насущные проблемы – какие тут мамонты? Их ДНК может храниться годами, вернуться к этому вопросу мы ещё успеем.
Альберт Хлюпин, директор Вятского палеонтологического музея
– Я бы не воскрешал мамонтов. Если что-то в эволюционном смысле отошло, значит, ни к чему это возрождать. Нельзя ввязываться в природу. Человек не знает всех нюансов. Думаю, здесь актуален принцип: не навреди. Мамонты участвовали в формировании биосферы ледникового периода. Сейчас ледники исчезают. Где и, главное, как будет жить мамонт? Создавать же искусственные условия чрезвычайно дорогостоящее занятие.
Словом, человеческое любопытство может обернуться и нам, и мамонтам дорогой ценой. Евгения Чирикова, политик, экоактивист
– Сам по себе научный эксперимент очень интересен. Но как быть с вопросом сосуществования разных биологических видов? Можно попробовать запустить мамонтов в зоопарк, но будет ли им там хорошо? Полагаю, в Канаде и получится воскресить первых мамонтов. Если доживу – повезу внуков показывать диковинных зверей!
Владимир Кревер, руководитель программы по биоразнообразию WWF
– Считается, что мамонты вымерли естественным образом. И природных предпосылок для их восстановления также, казалось бы, нет. Более того, в связи с текущими изменениями климата теоретические области распространения мамонта пока сложно определить. Впрочем, это любопытно в качестве некоего эксперимента. Однако требуется огромное количество исследований, которые пока не проводятся.
Сейчас мы пытаемся вернуть в Казахстан тигров. Последний экземпляр был уничтожен там в 60-е годы. Мы несколько лет выясняли подходящие места обитания для новых тигров. Представьте, сколько трудов и времени потребуется для возрождения мамонтов. Если их и вернуть к жизни – то сперва в аналогах «парков Юрского периода».
Владимир Мамонтов, президент редакции газеты «Известия»
– Это, конечно же, вопрос с подтекстом?! Мамонтов, он же Мамонт… Но если серьезно – то конечно, нужно! Раз технологии позволяют, то почему не воскресить? Прогресс же остановить нельзя. Другое дело, тут напрашивается и другой вопрос: кого еще? Но это пусть философы рассудят.