Как сообщает агентство «Интерфакс», фигурант дела о захвате Arctic Sea заявил, что преступление планировалось совершить ради выкупа, а заказчиком операции стал эстонский бизнесмен Эрик-Нийлес Кросс. «Я не знаю, чем это подтвердить, но заказчиком был бизнесмен, живущий в Эстонии, бывший госчиновник. Он участвовал в различных проектах, связанных с нефтью и газом, строил пансионаты», - такие показания, оглашенные судьей Мосгорсуда, дал Дмитрий Савинс на следствии. Фигурант заявил также, что преступление планировалось ради выкупа. Участникам захвата изначально предполагалось заплатить по 10 тысяч евро, а самому Савинсу как организатору - 100 тысяч евро. Затем сумму гонорара каждому подняли в два раза.
Вместе с Дмитрием Савинсом в захвате участвовал немецкий бизнесмен Сергей Демченко.
Эрик-Нийлес Кросс, названный Дмитрием Савинсом захватчиком сухогруза Arctic Sea, утверждает, что не имеет отношения к захвату судна, а этими обвинениями Россия мстит ему за помощь руководству Грузии. Он заявил, что узнал об обвинении свой адрес по радио, и официально к нему по этому поводу никто не обращался.
Как сообщило эстонское издание DzD, бизнесмен и разведчик Эрик Нейлис Кросс помимо прочего был советником президента Эстонии Леннарта Мери, а также частным консультантом грузинского президента Михаила Саакашвили в области безопасности.
Сын известного эстонского писателя и диссидента Яана Кросса, Эрик Кросс ранее руководил эстонскими разведслужбами. В 2000-х годах он работал координатором служб государственной безопасности Эстонии и возглавлял Бюро информации Государственной канцелярии (службу внешней политической разведки Эстонии). Он также входил в правление S-Keskus (Центра исследований новейшей истории), занимался строительным и другими видами бизнеса, выступал в качестве «эксперта по безопасности».
Как ранее писал «Труд», судно Arctic Sea прославилось на весь мир летом прошлого года. Европа, затаив дыхание, следила, как военно-морские силы нескольких стран бороздили моря-океаны в поисках то пропадавшего, то появлявшегося сухогруза. Первая тревожная информация о странном происшествии с судном поступила от берегов Швеции, а поймали его в 300 милях от островов Зеленого Мыса.
Напомним, сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с грузом пиломатериалов на сумму около $2 млн вышел 22 июля прошлого года из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) курсом в алжирский порт Беджайя, куда должен был прибыть 4 августа.
В конце июля с судном пропала связь, 18 августа сухогруз был обнаружен недалеко от Островов Зеленого Мыса. Оказалось, что судно было захвачено группой, в которую входили граждане Эстонии, Латвии и России. Вскоре после этого судно было освобождено моряками российского военного корабля «Ладный».
Arctic Sea долгое время отказывались принимать в порту приписки на Мальте, мотивируя это тем, что на судне находятся вооруженные люди — российские моряки.
По версии следствия, захват судна совершили восемь человек. При этом они действовали с четким распределением ролей под видом спецподразделения.
Басманный суд Москвы санкционировал арест гражданина Эстонии Евгения Миронова, двух россиян — Дмитрия Бартенева и Андрея Лунева, гражданина Латвии Виталия Лепина, не имеющих гражданства Алексея Булеева, Игоря Борисова, Дмитрия Савинса, а также Алексея Андрюшина, гражданство которого не установлено. Все они обвиняются в похищении человека и пиратстве.
Мотивы захвата обвиняемыми сухогруза следствием не раскрываются. По официальной версии, Arctic Sea перевозил древесину, пираты требовали выкуп в размере 1,5 миллиона евро. Однако в СМИ высказывались предположения о том, что на судне был контрабандный груз наркотиков или оружия, в частности, звучала версия о возможной перевозке зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран. По этой версии, израильские спецслужбы пошли на перехват, чтобы предотвратить доставку комплексов.
Судовладелец российского происхождения, зарегистрированный в Финляндии, отвергал все слухи по поводу перевозимого в Алжир груза, а недавно выставил флот на продажу. Власти Мальты, под флагом которой ходил Arctic Sea, проводили собственное расследование, однако о результатах ничего не сообщалось.