Инициативы снизу обычно гораздо продуктивнее ценных указаний сверху. Тому в истории (как тут не процитировать дедушку Крылова!) — тьму примеров видим. «Тотальный диктант», которому нынче исполняется 10 лет, как раз из их числа.
Если кто не знает, идея родилась в 2004 году в «Глум-клубе» гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета. Студенты-филологи в один прекрасный, как потом выяснилось, день решили проверить, насколько хорошо по сравнению с ними, пишущими диктанты регулярно, владеют великим и могучим всякие там физики, математики, химики. Оказалось, никто не на высоте, в том числе и сами филологи. Но ребят это только раззадорило. Если начиналось все со 150 человек, то на следующий год их стало почти 2,5 тысячи. И хотя за пределы Новосибирска акция вышла только спустя семь лет, на этот раз в ней примут участие уже 200 городов в России и еще 100 в 50 странах мира. Почувствуйте размах!
Правда, как сообщил нам руководитель программы «Словари XXI века» Константин ДЕРЕВЯНКО, у новосибирцев был пример для подражания:
— Идея не на 100% оригинальна. Она отчасти заимствована из Франции, где существует несколько таких проектов: тотальный диктант, чемпионат по орфографии и еще что-то в том же духе. Причем во Франции эти состязания столь популярны, что победители становятся национальными звездами. У нас пока все ограничивается сводной статистикой, и, к сожалению, поименно страна своих самых грамотных героев пока не знает. А надо бы.
О технологии процесса «Труду» рассказала одна из основателей проекта — Ольга РЕБКОВЕЦ:
— Пока все происходило только в Новосибирске, особых проблем не было — все собирались у нас в университете и писали диктант одновременно. Сложности возникли, когда встала необходимость координировать диктант в 80 городах. Из-за большой разницы во времени пришлось придумывать «эстафету», разбив текст на три равноценных фрагмента: первый пишет Дальний Восток, Восточная Сибирь и зарубежные страны близких часовых поясов, включая Австралию, второй — Урал и Западная Сибирь, третью часть — европейская часть России и Европа. Последней пишет Америка — тоже третий фрагмент.
«Тотальный диктант» потому и приобрел за столь короткий срок такие масштабы, что стал своего рода ответом на вызов времени. Учителя в ужасе: половина школьников просто не понимает текста учебников. То есть в буквальном смысле: смотрят в книгу, а видят: ну, вы сами знаете что! Пару лет назад на олимпиаде по русскому языку, в которой, надо полагать, участвуют отнюдь не двоечники, почти треть ребят не справились с вроде бы простым заданием. Надо было составить словосочетания, взяв по одному слову из двух групп: «нос, борода, спина, хвост» и «дуга, лопата, крючок, дуга». Оказалось, не все дети знают, что у кошки хвост может торчать трубой, а у человека может быть борода лопатой, нос крючком и спина дугой...
Только на детей нечего пенять, если с родителями ситуация и того хуже: лишь 4% взрослого населения страны может правильно ответить на задания второй части ЕГЭ по русскому языку, той, где нет вариантов ответов. Так что ручку в руки и: пишите, Шура, пишите! Кстати, еще два месяца назад диктант вместе со всеми собирались писать Киев, Винница, Львов, Симферополь, Харьков и Горловка. Судя по всему, половина этой «великолепной шестерки» за парты не сядет.
К сожалению, реализация даже очень хорошей идеи редко обходится без скандала. Хотя прошлогодняя выходка губернатора Ульяновской области, в последний момент заменившего текст Дины Рубиной, вовсе не из области чистой филологии. Диктант — только способ проверки знаний, и вмешивать сюда «национальную гордость» как минимум странно, тем более что текст Рубиной был очень профессиональным. Да и в актуальности ему было не отказать: интернет сам по себе не зло и не благо, все зависит от того, как и для чего человек его использует. В этом году Ульяновская область писать диктант вообще отказалась. Жест столь же широкий, сколь и смешной, поскольку диктант каждый желающий может написать в режиме онлайн, зарегистрировавшись на сайте проекта www.totaldict.ru или сайтах участвующих в нем вузов. Организаторы рассчитывают, что таких будет порядка 35 тысяч человек — вдвое больше, чем в прошлом году.
На этот раз текст для диктанта придумывал Алексей ИВАНОВ, автор романа «Географ глобус пропил», который честно признался:
— Уровень собственной грамотности я, кажется, несколько переоценил. Чтобы стать индикатором грамотности, текст ведь должен содержать нужное количество всяческих грамматических и пунк-туационных ловушек. Сочинять его было трудно, но очень увлекательно. Чтобы придумать три равноценных, вплоть до количества слов и знаков препинания, варианта (поскольку диктант пишут в три этапа из-за разницы по времени), пришлось повозиться и мне, и экспертам-филологам, которые меня консультировали.
По традиции автор текста читает его в Новосибирском университете, откуда все и пошло. А Константин Хабенский, сыгравший роль этого самого географа в экранизации, которая собрала чуть ли не все мыслимые российские кинонаграды, включая «Нику», будет диктовать в Московской высшей школе социальных и экономических наук.
— Волнуюсь даже больше, чем перед самыми сложными съемками. И все думаю: а если бы я его писал, а не диктовал, сколько баллов получил бы? — поделился с нами своими переживаниями Константин ХАБЕНСКИЙ.
В прошлом году живьем диктант написали 32 тысячи человек и только 400 — без единой ошибки. Чуть больше 1%... И это люди, к собственной грамотности относящиеся с должной ответственностью. А если бы ручки взяло все население страны, исключая дошкольников и мигрантов? Караул! Катастрофа! Однако Владимир ПАХОМОВ, главный редактор портала «Грамота.ру», к которому мы обратились за комментариями, так не считает:
— Общая грамотность — понятие сродни «средней температуре по больнице». Мы все разные: у кого-то грамотность безукоризненная, а у кого-то хромает на все четыре конечности. Да и текст диктанта непрост, к банальному «жи-ши» не сводится. И пунктуация, и орфография в нем гораздо сложнее, чем в текстах, с которыми большинству из нас доводится сталкиваться в повседневной жизни. Диктант доказывает, что отношение к родному языку перестает быть наплевательским. Еще совсем недавно быть грамотным для большинства наших сограждан было даже как-то немодно. А сегодня тысячи людей готовы потратить свой выходной, чтобы проверить, насколько они грамотны. И каждый год после диктанта в справочное бюро нашего портала приходят вопросы от тех, кто его писал, с просьбами объяснить, где какое правило применяется и почему. Так что написали и забыли — это не наш случай.
Ну, коли так, значит, не все так плохо в нашем королевстве. Мы, конечно, знаем, что двойка — это плохо, а пятерка — хорошо. Но в данном случае не все так просто. На самом деле не так важно, какую оценку ты получил. Важно, что ты его написал. Потянулся к родной и чистой, родниковой речи!