Как убедился корреспондент "Труда" на "восточном Давосе" в Польше, это отставание беспокоит как старых, так и новых членов Евросоюза. На семинаре, названном "Европа и США: партнеры или конкуренты", политики Старого Света откровенно высказали по этому поводу свою озабоченность заокеанским коллегам. Мол, как же так - живем в одной политической системе, исповедуем одни ценности, состоим в одной НАТО, а все больше разница в уровне развития между ЕС и США. Четверть века назад партнеры были на одной ступени, а сегодня производительность труда в ведущих странах ЕС составляет 70 процентов от американской и, соответственно, углубляется разница в уровне жизни.
Ответное выступление Марка КРАМЕРА, директора Института изучения "холодной войны" Гарвардского университета, было корректным, но достаточно откровенным:
- Да, мы союзники - у нас общие демократические ценности, общий враг в лице международного терроризма. Но у нас с вами также либеральная экономика, которая живет по законам рынка. А объективный анализ свидетельствует, что условия развития экономики в Соединенных Штатах и Европе существенно отличаются.
Военные расходы. Мы действительно состоим в одном блоке, но именно США несут основные расходы на военные программы в рамках Североатлантического союза. Это потери для американского бюджета, но это и крупные заказы для американских военно-промышленных корпораций. А именно они во многом определяют научно-технический прогресс. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто больше делает для развития передовых технологий.
Рынок труда. У нас все последние годы наблюдается рост предложения рабочей силы, а в Западной Европе, наоборот, доля трудоспособного населения сокращается. Сам рынок труда в Соединенных Штатах исключительно мобильный - границ нет, ресурсы беспрепятственно перетекают из кризисных секторов и проблемных регионов туда, где есть спрос на рабочие руки. В Европе этот процесс затруднен - пока существуют границы для новых членов, языковые и культурные барьеры. Нередко передвижению трудовых ресурсов мешают бюрократические ограничения, содержащиеся в национальных законодательных актах.
Социальная политика. В американской экономике бремя социальных обязательств государство перекладывает на плечи частного бизнеса. Он активно работает с пенсионными фондами, в сфере социального и медицинского страхования. В Западной Европе государственные бюджеты стран ЕС несут слишком большие расходы по социальным обязательствам. Население стареет, и затраты по этим статьям с каждым годом растут.
Либерализация торговли. Рынок США гораздо более либерален, границы открыты для притока товара и капитала. Американские производители постоянно испытывают давление импортеров. Эта конкуренция стимулирует научно-технический прогресс. В Европе таможенные барьеры выше, режим квотирования жестче. Это помогает западноевропейским производителям удерживать позиции на собственном рынке. Однако в долгосрочной перспективе такая политика ведет в тупик, потому что конкурентоспособность закрытой экономики всегда ниже, чем открытой.
Остается добавить, что заокеанские аргументы никто не оспорил. Напротив, руководитель группы экспертов Еврокомиссии Мария Родригес напомнила, что 4 года назад в Лиссабоне были согласованы шаги по либерализации рынка труда и услуг, ограничению социальных расходов, но некоторые члены ЕС использовали право вето. Одни не получили согласие парламента на непопулярные реформы, другие шли на выборы и не желали давать козыри в руки оппозиции. Жизнь показала, что демократические традиции и бюрократические процедуры не всегда способствуют проведению болезненных социально-экономических реформ.
Впрочем, у Евросоюза шанс "догнать и перегнать" появился после расширения его границ. Страны Восточной Европы пока не имеют таких традиций и таких социальных обязательств. На новой территории ЕС, по мнению господина Крамера, можно попытаться провести радикальные реформы. Если такого рода эксперимент состоится, то не трудно догадаться, чего он будет стоить восточно-европейским гражданам.