Завтра московские армейцы проведут первый официальный матч на новом стадионе — «Арене ЦСКА». Событие для российского футбола не рядовое, но столичные болельщики отреагировали на него вяло: на 30-тысячную арену продано лишь 7,5 тысячи абонементов. Раздосадованный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий объясняет, мол, Россия — страна нефутбольная, хоть из кожи лезь и застрой все новыми стадионами! «Посмотрите на Казань, на Грозный, на «Локомотив». Аншлагов там нет... И эффект от чемпионата мира, боюсь, будет тоже краткосрочным», — заявил Слуцкий. Так есть ли еще шанс вернуть болельщика на трибуны? Ответ ищем с экспертом по эксплуатации спортсооружений, директором по экономике московского «Динамо» в 1994-2007 годах Анатолием ВОЛОСОВЫМ.
— Красавец-стадион — еще не повод для аншлага, что могут подтвердить «Спартак» и «Рубин», переехав на новые, с иголочки, арены. Все те же 10-15 тысяч зрителей, унылая картина. По итогам четырех туров сезона-2016/2017 средние показатели посещаемости худшие за пять лет: 11741 человек. На последнюю встречу сборной России с Ганой с трудом набралось пол-«Локомотива»...
— Введение системы «осень — весна», увы, не способствовало росту посещаемости. Уже сейчас, собираясь на вечерние матчи, необходимо брать с собой теплые вещи, — признает Анатолий. — Но все списать на погоду нельзя. В Германии тоже бывает холодная погода, метели, оранжевым мячом играют. Но там стадионы имеют защитные козырьки над зрительскими местами, продают на трибунах легкие алкогольные напитки — как-то решают вопрос. В итоге Бундеслига — самый посещаемый чемпионат в Европе.
Прежде всего, наши клубы должны воспитывать лояльных зрителей. ЦСКА продал 7,5 тысячи абонементов — примерно такое же количество поклонников ходило на армейцев на «Арену Химки». Это ядро зрительской аудитории, но увеличить его на порядок невозможно. Полагаю, продажи абонементов еще продлятся и совокупно 10-12 тысяч их будет продано. Но могло бы быть и больше.
Между тем продажа — тоже искусство. Была красивая идея открыть арену до старта сезона матчем с «Челси». Не получилось. Увы, любой ввод такого объекта у нас получается затянутым, и планировать пиар-акции к открытию арен из-за этого непросто. Проблему можно было бы решить за счет предварительной продажи желающим опционов, прав на выкуп абонементов за 20-30% от их стоимости. Эти деньги впоследствии могли бы быть зачтены в счет оплаты абонемента: если стадион откроется на старте сезона, владельцы опционов доплатили бы остальные 70-80%, если же позже, то со скидкой. В любом случае клубу, у которого запланировано открытие нового стадиона, надо заранее продвигать билетную программу.
Нужна продуманная ценовая политика. Не надо пытаться заработать сразу все деньги. В нынешних условиях доходы от билетной программы все равно не решат все финансовые проблемы клубов. «Локомотив» на предстоящий матч со «Спартаком» уступит болельщикам билеты за треть стоимости. Клубу необходимо завоевать лояльность аудитории, такой ход вполне оправдан.
Третий пункт — дополнительные сервисы для посетителей спортивного сооружения: питание, комфорт, семейные сектора. У того же «Локомотива» стадион вполне симпатичный, но многие годы на нем было сложно даже бутылку воды купить. Сейчас новое руководство клуба решает эту проблему. Еще пример: на «Арене Химки» на матчах «Динамо» на одном из нижних этажей оборудована детская комната, где можно оставить ребенка посмотреть мультики, порисовать.
Четвертый пункт — удобная логистика и парковки. Это даже важнее еды. К примеру, на «Арене Химки» не разведены потоки автомобилистов и пешеходов, в очереди на выезд с совершенно не вентилируемой парковки можно простоять 40 минут. Сомнительное удовольствие.
Ну и, конечно, интересные акции, способствующие повышению продаж. К примеру, хоккейный «Спартак» на субботних матчах за 20 минут до игры устраивает выступления звезд эстрады. Побольше креатива! Много значит наличие развитой клубной академии. Не все воспитанники вырастут в Месси, но на многие годы они и их дети составят базу поклонников клуба.
Наконец, сама игра. Бывает, сидишь, смотришь — скучно, хоть вставай и уходи. А сейчас, на фоне недавнего Евро, наш чемпионат выглядит особенно неказисто. Да и выступила сборная России, прямо скажем, не очень... Полагаю, показатели продаж абонементов у ЦСКА тоже отчасти связаны с игрой: у команды пока не отстроена игра в атаке. Если армейцы хорошо стартуют в Лиге чемпионов, продажи возрастут.
Будут ли пустовать стадионы, строящиеся к ЧМ-2018? Во многом зависит от региона. Самара сможет заполнить арену, там любят футбол и «Крылья». А вот в городах, где сейчас нет профессиональных клубов, — Волгограде, Нижнем Новгороде, Сочи — будут проблемы. Удивлен, что в число городов ЧМ-2018 не вошел Воронеж, где и сейчас на футбол ходят 15 тысяч человек. Так или иначе, в каждом регионе надо заранее разрабатывать концепции эффективного использования объектов ЧМ.