Главная Культура 14:15 10 Августа 2017 3270
«Москва только начинает выходить из постсоветского периода...»

На вопросы «Труда» отвечает главный архитектор столицы Сергей Кузнецов

Сергей Бирюков

В столичном Мультимедиа Арт Музее открылась выставка путевых зарисовок «Личный контакт» Сергея Кузнецова – главного архитектора Москвы. Профессионалам известны собственные оригинальные постройки Сергея Олеговича – например, Дворец водных видов спорта в Казани, жилой комплекс в Гранатном переулке, Музей архитектурной графики в Берлине и многие другие. А еще он увлеченный рисовальщик, член международных обществ архитектурного рисунка, участник выставок в Третьяковке и в прочих музеях. Но такой масштабной выставки, как нынешняя, у Кузнецова еще не было. Здесь образы Москвы, Венеции, Нью-Йорка, Стамбула, Буэнос-Айреса и еще десятков городов, подмеченные и запечатленные тонко, глубоко и профессионально. Чем не повод поговорить о материях творческих и грубых, о порывах души и о нашей любимой столице?

– С выставкой вас, Сергей Олегович! Простите за наивный, быть может, вопрос: архитектурные зарисовки с натуры – обязательное умение для профессионала или это ваше личное увлечение?

– Раньше это было распространенным явлением, сейчас не входит в обязательную квалификацию архитектора. В МАРХИ, где я учился, рисованию архитектуры, увы, уделялось и уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Уже тогда, в годы студенчества, мне это казалось странным и досадным. Рисуют студенты много, но акцент делается на стаффаже – человеческих фигурах, машинах и прочем, чем обычно дополняют архитектурный проект, – а не на самих зданиях.

Впрочем, разбираться в художественном творчестве, в искусстве – дело не одного лишь архитектора. Он исполнитель, а есть еще люди, которые формулируют заказ. Если они эстетически просвещены, то архитектору, поверьте, будет куда интереснее работать и результат будет более качественным. То же самое относится к любой другой творческой профессии, где общий высокий уровень образования не менее важен, чем ремесленная тренировка. В том же Царскосельском лицее, откуда вышел гений Пушкин, прекрасно владели и мыслью, и пером его соученики-лицеисты – таков там был уровень образования. Вот и архитекторам, уверен, надо давать самый широкий спектр знаний о прекрасном – от изобразительного искусства до музыки и кино.

– Сколько «полевых работ» у вас уже накопилось?

– Когда начал заниматься акварелью, я вел нумерацию – не ради счета, для самодисциплины. Потом это прошло. Знаю, что работ много. На выставку мы отобрали 120, и это лишь небольшой процент от всего, что имеется. Раньше я мог позволить себе поездки специально для рисования, сейчас выкроить время не получается. Но рисую всюду, где бываю. Недавно, например, попал в Бухару только на один день. Но оказаться в таком месте и не рисовать просто невозможно!

«Тень. Бухара», 2017

– Приходилось ли вам идти от обратного – рисовать то, как не надо строить?

– Рисовать уродство? Ну уж нет, я же не учебник пишу. Для меня это, если хотите, медитативная практика, личное убежище. И потому рисую я то, что производит впечатление, трогает, запоминается. Кстати, почти все интересное неправильно с точки зрения канонов. И многое из того, что сегодня нам кажется красивым, позже могут расценить как уродство. Объективная оценка – дело долгое. Как говорил Оскар Уайльд, красота – в глазах смотрящего.

– В моей юности было принято считать, что сталинская архитектура уродлива, над витражами станции метро «Новослободская» потешались как над безвкусными стекляшками. А потом эти оценки поменялись на 180 градусов...

– Да, суждения подвержены моде. По-настоящему красивые вещи, повторю, определяются со временем.

– Есть у вас любимые эпохи, стили, города?

– Из городов выделю Венецию – она неподражаема. Хотя мне трудно назвать место, которое совсем уж, катастрофически неинтересно. Ну разве что какие-то совсем безликие советские города. Из стилей... Тут любовь накатывает волнами. Был период особого отношения к эпохе барокко. Была полоса готики, так географически сложилось. А если ты в Италии, понятно, там преобладает Ренессанс.

От венецианской фантазии архитектора к современному зданию «Новатэка», спроектированному Сергеем Кузнецовым и Сергеем Чобаном

– А кого можете назвать учителями?

– Как мастера акварели очень чту Джона Сингера Сарджента. Конечно, есть такие общепринятые авторитеты, как Пиранези, Каналетто... Это про художников. А в архитектуре профессионалу даже странно кого-то выделять. Очень много людей, у которых учиться можно не только творчеству, но самому искусству жить. Если говорить о наших, московских мастерах, то для меня это плеяда Ивана Жолтовского, Ивана Фомина, братьев Весниных, Алексея Щусева… Из зарубежных к таким эталонам с точки зрения творчества и жизни отнесу Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Генри Салливана, вообще чикагскую школу. Есть и другие иконические люди. Но сказать, что я готов следовать в фарватере какого-то определенного мастера, не могу.

– Читал, что созерцание Руанского собора подсказало вам идею казанского Дворца водных видов спорта. Это правда?

– Таких случаев много. Ну возьмем хотя бы офис «Новатэка» в Москве. Когда мы с Сергеем Чобаном его делали, не могу сказать, чтобы я думал о каких-то памятниках прошлого. Но куратор нынешней выставки Екатерина Шалина повесила рядом с чертежами одну венецианскую зарисовку. Так вот, тема раскрытых под углом в пространство окон идет, в частности, и оттуда. Мозг вообще сложно устроен, он имеет привычку долго накапливать, а в один прекрасный момент выдавать.

– Тогда спустимся на грешную землю? Насколько, по-вашему, сегодняшняя Москва соответствует актуальным мировым тенденциям градостроительства?

– Если сравнивать с лучшими образцами, нам много над чем надо работать. Москва только начинает выходить из постсоветского периода, ищет переход к новой технологии создания объектов. В последние советские десятилетия, в печальный, с моей архитекторской точки зрения, период, начиная с Хрущева, именно технологии ставили слишком жесткие рамки, определявшие массовое строительство. Хотя и в 1960–1980-е появлялись отдельные достойные примеры модернизма. И все же то, что делали архитекторы в основной массе, было безликим валом. Укороченные сроки, опора на ограниченный круг конструктивных и отделочных материалов сводили на нет значение проектной документации.

«Вышний Волочек. Промзона». 2010

Эта «культура вала» прочно засела во всех звеньях строительного процесса в нашей стране. При Юрии Лужкове мы наблюдали попытки создания принципиально новых знаковых вещей при участии мастеров международного уровня. Но ничего, что вошло бы в копилку мировой архитектуры, не получилось. Не потому, что плохи архитекторы, а потому, что не годна вся машина, отрицающая значение архитектурного проекта. Нужны более тонкие инструменты, и пока лучшие результаты достигаются на частном рынке, где люди более свободны в своих взглядах и действиях. Наша конкурсная практика, которую поддерживает мэр Сергей Собянин, – шанс вывести столичную архитектуру на мировой уровень.

– Какие работы в Москве можно отнести к прогрессивным архитектурным примерам?

– Например, в Лужниках получился очень хороший стадион – и по качеству, и по его соотношению с ценой. Интересен большой проект на ЗИЛе, есть надежда, что Зарядье станет объектом, заметным и в мировом архитектурном контексте. Если говорить о массовом строительстве, то здесь у меня немало оснований для самокритики. И все же то, что уже сделано в рамках реновации домостроительных комбинатов, – важный шаг вперед. Тем более что происходит это на массовом уровне и касается очень многих жителей столичного региона.

– Помимо Зарядья какие места в центре Москвы особо нуждаются в реновации?

– С точки зрения развития территорий здесь уже практически не осталось свободных пространств. Вот комплекс «Москва-Сити» вырос в заброшенной промзоне – это хороший градостроительный пример. Но он стоит особняком, поскольку заброшенных районов в центре столицы больше нет. Это сложившийся ансамбль с большой историей, к которому следует относиться бережно. И здесь уместны программы вроде «Моей улицы», приспосабливающие историческое пространство к современным требованиям комфорта.

– А окраины?

– Ну так программа реновации в своей основе и касается прежде всего окраинных районов. А дальше надо заняться тем, что было создано после пятиэтажек. Весь жилой фонд постепенно устаревает. Но это задача еще более сложная, ведь придется иметь дело с плотной застройкой, расселить и реконструировать все это будет крайне непросто. Впрочем, это задача не сегодняшнего дня.

– В Москве существуют многолетние бельма вроде хронически огороженной забором площади Павелецкого вокзала или ямы на Арбатской площади. Что с этим делать?

– Это вопрос не архитектуры, а управленческих решений, и он, как правило, упирается в сложные взаимоотношения с собственниками.

– А судьба ЗИЛа? Дело даже не в том, как именно это место застроят. Как москвичу и гражданину России мне обидно, что уничтожено крупное промышленное производство.

– Но оно же уничтожено не архитектурным проектом. Нам досталась территория, которая десяток с лишним лет стояла в запустении. Конечно, здорово было бы отыскать менеджеров, которые нашли бы возможность в новой конкурентной среде вытащить это производство из кризиса. Не нашли, не сумели. И не только в нашем автопроме такое происходит. Да, и мне бывает очень жалко, но нельзя же консервировать запустение. Развитие промышленности – это одно, а развитие территории – другое. Кстати, во всем мире при помощи больших негосударственных корпораций решаются самые серьезные, масштабные задачи по развитию среды обитания. Прекрасный пример – Силиконовая долина.

– Есть ли у вас любимый уголок Москвы?

– Их много. Хотя бы Триумфальная площадь – хороший пример комфортного общественного пространства, решенного бережно, сдержанными приемами. За этим примером мне ходить далеко не надо – вот она, площадь, под окном моего кабинета…

«Триумфальная площадь. Москва». 2016

P.S. Выставка «Личный контакт» в Мультимедиа Арт Музее продлится до 10 сентября.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?