Руководители Федерального космического агентства на полном серьезе заявили журналистам, что "рассматривают это предложение".
В газетной реплике "Труда" с той же серьезностью, остро ставился вопрос о принципиальной недопустимости чрезвычайно рискованных туристических рейсов без предварительных полетов по лунной трассе кораблей сначала в автоматическом режиме, затем управляемых профессиональными космонавтами. "Посылать туристов по неосвоенной трассе преступно, да и просто невозможно. Предложенный проект - "пустышка", рекламная акция" - так заканчивалась публикация в "Труде".
Десятки работников космической отрасли поддержали выступление "Труда". Кто-то позвонил в редакцию, другие (давние знакомые) подходили ко мне в подмосковном Центре управления полетами и (стараясь не привлекать внимания) нелестно отзывались о странном проекте. "Хорошо, хоть "Труд" сказал правду, не погнавшись за ложной сенсацией", - заметил конструктор одного из космических предприятий. Однако мои собеседники просили не называть в публикациях их фамилий: "Сейчас такое время - уволят и останешься без дела, которому посвятил жизнь"...
Тем не менее не все боятся открыто высказывать свое мнение. Я обратился за комментарием к Юрию КОПТЕВУ, одному из авторитетнейших специалистов в космической сфере. Более двух десятилетий он проработал в ракетном Министерстве общего машиностроения (в том числе заместителем министра), 12 лет возглавлял Российское космическое (позже авиационно-космическое) агентство. В прошлом году назначен руководителем департамента оборонной промышленности Минпром-энергетики РФ. "Мою фамилию можете назвать, - спокойно сказал Юрий Николаевич, - но обязательно подчеркните, что я выступаю как частное лицо, ибо не имею сейчас отношения к Роскосмосу".
- Хорошо, пусть частное лицо, но опыт ваш от этого не уменьшается. Как считаете, можно ли отправить туриста к Луне, используя предложенную схему: сначала полет на Международную космическую станцию (МКС), потом запуск на околоземную орбиту разгонного блока, после этого - стыковка на орбите разгонного блока с кораблем "Союз", выход корабля с туристом и космонавтами на лунную траекторию, облет ночного светила и возвращение на Землю?
- Нет, такая схема на сегодняшний день не представляется реальной и вызывает много вопросов. Прежде всего "Союз" не может, возвращаясь из лунного рейса, войти со второй космической скоростью в атмосферу Земли. Просто корабль на это не рассчитан. Его переделка для решения названной задачи потребует значительных ресурсов и времени, экспериментальной отработки, чтобы обеспечить в первую очередь безопасность такого полета. Насколько я информирован, озвучено предложение посредника - фирмы "Спейс эдвенчерс", занимающейся космическим туризмом. Это предложение в промышленности прорабатывается, но, думаю, до окончательных выводов о реализуемости проекта еще далеко.
- Однако можно ведь запустить более тяжелый корабль, используя ракету "Протон"?
- Такая схема также не вписывается в сложившуюся за много десятилетий практику космических пилотируемых полетов. "Протон" заправляют токсичными компонентами топлива. По существующей в нашей стране практике пилотируемые экипажи запускать на такой ракете нельзя. Это противоречит существующим правилам, привносит новые риски. Если говорить о полетах к Луне, то использовать для этого "Союзы" вообще никогда не планировалось.
- Между тем именно "Союзы" пристыковываются, в соответствии с предложенной схемой, к МКС, которая является как бы промежуточным пунктом на пути к Луне...
- Тоже спорный пункт. Такое использование станции не предусмотрено международными соглашениями. Значит, снова надо вести с международными партнерами переговоры, доказывать, что транзитный полет не повлияет на безопасность МКС, вписывается в программу развития и использования станции в интересах всех участников проекта.
- Если так, - зачем же, по-вашему, был предложен такой странный проект?
- Может быть, для рекламы, для привлечения внимания нашей общественности к космической деятельности. Проект пока носит заявочный характер, не проведены необходимые детальные проектно-конструкторские и технико-экономические проработки. Думаю, что когда все это будет сделано, то станет ясно: реализовать такой полет весьма сложно и, скорее всего, нецелесообразно. Конечно, поставив цель, в конце концов можно решить и эту задачу, осуществив предварительно полеты и в автоматическом, и в пилотируемом режимах. Но это, как уже говорилось, потребует огромных средств, источник которых пока неизвестен. Лучше усилия и ресурсы использовать на что-то более полезное. Например, на развитие российского сегмента МКС, на строительство многоразового корабля "Клипер". Кстати, крылатый вариант "Клипера", над которым работают совместно РКК "Энергия" и авиационная холдинговая компания "Сухой", имеет, на мой взгляд, большое будущее. Вот на этом корабле при соответствующей модификации можно будет отправиться и к Луне. А что касается сенсаций, вроде нынешнего проекта лунного туризма, то, как обычно, вокруг них пошумят-пошумят, и все прекратится.