О том, что на волне экономического кризиса грядет еще и кризис сериального производства, давно говорят и аналитики рынка, и крупные телевизионные функционеры. И хотя он все никак не наступает, вывод о его приближении по некоторым косвенным признакам, видимо, сделать все же можно. Ну, к примеру, с чего бы это в последние недели «Россия 1» вдруг в самое престижное вечернее время запустила не премьеру очередной мелодрамы, а повтор длинного-предлинного «Ленинграда 46», впервые показанного год назад на НТВ? А «Первый» и вовсе отличился: его сериал «Лестница в небеса» кажется чуть ли не первым гвоздем в крышке гроба качественного российского сериала.
Нет, на самом деле никакой «Лестница» не гвоздь. В смысле, в крышке. Это так, фигура речи. Но и гвоздем эфира ее даже с натяжкой не назовешь. Сюжет, на первый взгляд, благодатный: современных Ромео и Джульетту разлучают несметное богатство, коварные родственники, алчные охотницы за завидным женихом. Ну и, конечно, злодейка-судьба. Но уже первые серии вызывают странное ощущение перемещения во времени. Слушаешь насквозь искусственные диалоги, смотришь на интерьеры и фасады домов, лишенные малейшей привязки к конкретным времени и месту, следишь за сюжетом, бесконечно идущим по кругу, погружаешься в пучину выдуманных страстей, и кажется, что ты уже не в 2016-м, а где-то в последних годах прошлого века. Словно российское сериальное производство не проделало большой эволюционный путь, приучив зрителя к определенному качеству, а все еще находится на том уровне и в той эпохе, когда шедеврами считались латиноамериканские мыльные оперы вроде «Богатых», которые «тоже плачут». Каюсь, после третьей серии смотрел «Лестницу» уже урывками, но каждый раз возникало ощущение дежавю. Юноши, влюбленные в одну и ту же девушку, все страдали и страдали, а она — то теряла память, то обретала ее, то любила одного, то другого. А разлучницы — мать и дочка — все строили и строили свои козни. При этом казалось, что все герои — из серии в серию — повторяют одни и те же реплики. И это Первый канал! Получается, даже у него не нашлось денег на что-то более достойное. Что же дальше-то будет?!
Но так ли плохо все на самом деле? Действительно ли, что впредь вечерний прайм-тайм будут заполнять либо повторы, либо откровенная чушь? Да нет, конечно. Во-первых, производители сериалов имеют в запасе большое количество готовых проектов, которые в любой момент могут быть предоставлены телеканалам. Сложность лишь в том, найдут ли последние достаточное количество денег. Ведь крупнейшие вещатели и так задолжали студиям огромные суммы, ставя их продукцию в эфир под честное слово.
Пока же съемочный процесс хоть и со скрипом, все же идет. И вот несколько примеров интересных проектов, которые ждут нас в следующем сезоне.
Экранизируется сразу несколько произведений Алексея Иванова, известного по роману «Географ глобус пропил» и основанному на нем одноименному фильму. Режиссер Игорь Зайцев («Каникулы строгого режима», «Есенин») снимет сериал по новому сочинению писателя «Тобол», действие которого происходит в Сибири в петровские времена. Идет работа над экранизацией исторического бестселлера «Сердце Пармы», а «Россия 1» готовится к производству сериала по роману «Ненастье», рассказывающему о друзьях, ветеранах-афганцах, каждый из которых прошел в мирной жизни свой путь.
Пара слов о байопиках, куда же без них? Зрителей ждет восьмисерийный фильм о Федоре Шаляпине. Его снимет кинокомпания «Марс Медиа», вот только с исполнителем главной роли нет никакой ясности. Да и потом, кто петь-то будет?! Это за Гурченко любая певица с мало-мальски похожим тембром может за кадром спеть про «Пять минут». А за Федора Ивановича?..
Трудная задача будет стоять перед актрисами Мариэттой Цигаль-Полищук и Софьей Письман, которым предстоит воплотить на телеэкране образ Раневской в юности и в зрелом возрасте соответственно. Фаина Георгиевна в телесериалах появлялась не раз. В «Орловой и Александрове» ее сыграла Юлия Рутберг, а в «Звезде эпохи» — Татьяна Васильева. Но там Раневская была персонажем второго плана. Здесь же она, понятно, главная героиня, поскольку сериал ей и посвящен. Сценарий написала Алина Семерякова, на счету которой успешный байопик «Анна Герман». Нелишне упомянуть такое любопытное обстоятельство: Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук, которая играет Фаину Георгиевну в юности, родилась в год смерти Раневской, а ее прабабка, известная советская писательница Мариэтта Шагинян, училась с великой актрисой в одной гимназии. Главной трудностью в работе над сериалом стала личная жизнь героини. Не секрет, что именно любовные переживания составляют значительную часть содержания большинства байопиков. Про Раневскую же говорят, что единственным ее близким существом был пес Мальчик. А некоторые «биографы» утверждают, что она и вовсе любила женщин...
Ну и еще. Режиссер Сергей Сенцов, автор всех серий «Физрука», снимает для Первого канала сериал «Гостиница «Россия», героями которого станут постояльцы учреждения, обозначенного в названии. Как известно, в самой известной гостинице Советского Союза простой человек мог поселиться разве что по ошибке, как герои «Мимино». В номерах, ресторанах и коридорах «России» сталкивались интересы КГБ и милиции, криминалитета и знаменитостей, интуристов, политических деятелей разных стран и авантюристов. Во всем этом многообразии и придется вариться героине Екатерины Вилковой, сотруднице орготдела отеля.
И это лишь несколько примеров, подтверждающих, что все, в общем-то, не так уж и плохо.