«Только верой спасется человек», — сказал однажды набожный христианин. Герои и авторы этой колонки тоже живут верой — кто в музыку, кто в «красную империю», а кто в революцию, которая «ввела человечество в новую, чудесную страну». Ввести-то ввела, а вот выводить не стала...
Александр Проханов. «Востоковед»
По обыкновению, новый прохановский роман актуален и горяч, хотя композиционные ходы узнаваемы. Речь о войне в Сирии. Вышедший на пенсию полковник КГБ Леонид Торобов получает от действующего генерала заказ: убить главаря террористов и предъявить доказательство президенту. Его цель — бывший майор иракской разведки, агент ЦРУ и сиделец Гуантанамо Фарук Низар, с которым они сотрудничали в Багдаде. Следуя за ним от Брюсселя до Катара, Торобов поручение выполнил, получив в ответ пулю в спину. Злодей погиб, с кончиной же героя все туманно. Не исключено, что аравийские приключения ему приснились в предсмертном сне.
Фабула разворачивается на фоне роскошных пейзажей: раскаленные ливанские пески, лазурный Босфор, верблюды, задирающие губастые головы в небо. Глядя в небесную синь, Торобов тоже задается вопросом: не богоборец ли он, восставший против замысла Творца? «Господь, сотворивший миры, возжегший светила и солнца: не забыл сотворить израильские самолеты, пикирующие на палестинскую девочку. Не забыл сотворить штурмовики с красными пятиконечными звездами, разгромившие колонну машин. И он, Торобов, хочет остановить колесо, раскрученное самим Господом Богом?» Вопрос остается без ответа.
Андрей Платонов. «Красный Платонов»
«У Советской России три врага — буржуазия, природа и сама она, Россия», — пишет Платонов в статье «Всероссийская колымага». Истину он видит в идее революции. А препятствием на пути к ней — буржуазную культуру от Пушкина с его идеализмом («тьмы жалких истин нам дороже нас возвышающий обман») до Розанова, который вместо истины хотел покоя. Религия Платонова — коллективизм. Только сообща творится подлинное искусство, даже когда гений растворяется среди десятка среднеодаренных. Отрицая традиционное православие, Платонов тем не менее в попутчики берет Иисуса: «Мы знаем его как своего друга. Не ваш он, храмы и жрецы, а наш:». В том же тексте и совсем радикальные фразы: «Наши пулеметы на фронтах выше евангельских слов».
Вообще этот сборник пламенной платоновской публицистики 1920-х годов можно объединить под лозунгами: «Да здравствует Союз рабочих производящих масс!» и «Труд — истинная мать жизни». Революционно настроенный Платонов считал при этом, что «быть революционером и считаться с теперешней действительностью — преступление и дурачество, контрреволюция». Та действительность осталась на фотографиях. Жаль, не указаны их авторы и даты...