Не так давно в Правила дорожного движения были внесены очередные изменения. На этот раз они коснулись правил эвакуации и сдачи экзаменов на право вождения в ГИБДД. В среднем же ПДД подвергаются правкам и дополнениям дважды в год. Но от этого основной закон, по которому должны жить российские автомобилисты, лучше не становится. По-прежнему в ПДД много нечетких формулировок, двусмысленностей, недосказанностей.
Взять хотя бы извечный конфликт мотоциклистов с автомобилистами. В большинстве случаев он порожден отсутствием в Правилах прямого запрета на движение по одной полосе в два ряда. Мотоциклисты этим пользуются, проскакивая между автомобилями, ползущими в пробках. Нередко это приводит к авариям, и тогда встает традиционный вопрос: кто виноват? Если ваш автомобиль подрезал кто-то на четырех колесах, въехавший из соседнего ряда, то здесь вроде бы все ясно. Куда запутаннее ситуация, когда на ваше авто налетает мотоциклист, двигавшийся в том же ряду. Кто из двоих участников ДТП не обеспечил прописанный в ПДД «безопасный боковой интервал», порой определить невозможно.
Или запрет на движение по обочине. Двигаться по ней запрещено, но останавливаться-то разрешено. Но как остановиться и как вернуться на дорогу, если какое-то время по обочине не ехать? Не такой уж простой вопрос, который нередко встает при разборе ДТП. Пример: водитель, съезжавший на обочину для остановки, наехал на дорожных рабочих, на ней отдыхавших. Кто виноват и какой пункт правил нарушил водитель? Или не правы рабочие, выбравшие неправильное место для перекура? Непонятки возникают оттого, что в ПДД не определено, сколько можно двигаться по обочине для остановки на ней и для выезда на дорогу.
С некоторых пор в ПДД введено понятие «затор»: водители не могут их объезжать. Но при этом исчерпывающе не разъяснено, что же такое «затор». К тому же нет понятия «объезд». Следуя этим поправкам, водителю очень трудно определить, что перед ним возникло: «затор» или нечто иное. Скажем, являются ли затором транспортные средства, выстроившиеся в ожидании проезда перед железнодорожным переездом? Можно их объехать или нет? Ведь это будет не обгон, а объезд чего-то, что в ПДД не определено. Инспектор ГИБДД в этом случае, возможно, вас обвинит в том, что вы совершили обгон перед переездом и нарушили правила. Термин введен, а что делать при этом, не разъяснено. И как квалифицировать действия водителя, не сказано.
Еще коллизия. Вспомните, как обидно, когда вас объезжают по обочинам, по встречной и вклиниваются потом перед носом в ваш ряд. Как это называть? В правилах четко не прописано.
Далее. В ПДД сказано, что пешеходный переход — «это участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) дорожной разметкой». То есть знаков может и не быть, если есть разметка. Но зимой в России иногда выпадает снег. Пешеход, зная, что под снегом пешеходная разметка, по привычке идет напролом, а водитель не собирается уступать ему дорогу. И тут до трагедии недалеко. Но однозначно прописать необходимость оснащать переходы дорожной разметкой и знаками одновременно авторам поправок к ПДД решимости не хватает.
Пешеходные переходы вообще стали местом, где ломаются кости и судьбы. Во многом из-за пробелов в ПДД. Ныне в Правилах указано: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». Во-первых, какая разница между пешеходом, «переходящим проезжую часть» и «вступившим на нее»? Он что, вступил на дорогу и остановился? Это имеется в виду или что-то иное? Но об этом в ПДД ничего не сказано. Как не сказано и о поведении пешехода при переходе дороги. Можно ли ему, например, на середине перехода сесть и посидеть? Или поговорить по телефону (обычная, между прочим, картина!)?
Эксперты советуют водителям: перед переходом лучше останавливаться. Всегда. В противном случае ваши действия могут квалифицироваться как уголовное преступление. Даже если вы наедете на сумасшедшего, прыгнувшего под колеса. Раньше в таких ситуациях специалисты определяли, обладал ли водитель технической возможностью остановить машину и избежать наезда. Порой это спасало невиновных водителей от уголовной ответственности. Теперь такого нет. Не остановился — наехал — сел в тюрьму...
По факту водители уже стали заложниками пробелов в ПДД. Что делать на весьма распространенных в нашей стране нерегулируемых пешеходных переходах через многополосные дороги? На этих дорогах, кстати, еще и разрешенная скорость может быть увеличена. Или как быть на пешеходных переходах через дороги вне населенных пунктов, где допустимая скорость транспортного потока 90 км/ч? Да еще и в зимних условиях? Технической возможности остановиться нет, а пешеход — вот он, мелькнул перед капотом...
Это далеко не исчерпывающий список невнятиц в ПДД. Не так давно в Правилах возникла очередная: «опасное вождение». С помощью этого путаного параграфа ПДД можно судить непричастных и оправдать виновных. Например, по скоростной многополосной трассе в трех левых рядах едут три блондинки со скоростью 50 км/ч (при разрешенной 90). Ваше перемещение из крайнего левого ряда в крайний правый для того, чтобы как-то опередить красоток, инспектор запросто может счесть за «опасное вождение».
P.S. Некоторые эксперты давно призывают полностью переписать ПДД, тщательно выверяя каждую букву, каждый знак. Ведь от них порой зависят жизни и судьбы людей. Еще лучше было бы сделать ПДД не сводом правил, а федеральным законом. Закон куда сложнее изменить, это не ПДД, поправки в которые вносятся каждый год без какой-либо продуманной системы. Вероятно, это устраивает ГИБДД и дорожные службы, но вряд ли на руку миллионам водителей, которые давно запутались в нововведениях и ездят больше не по правилам, а по наитию и по понятиям.