
Сахарная зависимость хуже кокаиновой, пугают нас медики. Трудно поверить, но уже появились клиники, где лечат сладкоежек. А что с ними делать, если даже угроза ожирения, диабета и прочих напастей не останавливает человека, задрожавшего при виде куска шоколадного торта?
А я ведь сама обожаю шоколадки, печенье, торты — любые десерты. Виноват мой мозг, привыкший к «сладким ощущениям», которыми мы заедаем все — и радости, и неприятности, и проблемы. Не раз пыталась отказаться от сладкого, но воли хватало дня на три-четыре, а дальше все как прежде: ем сладкое и глотаю слезы — то ли от радости, то ли от бессилия...
И тут случайно узнаю в интернете о 28-дневном Марафоне правильного питания, где, кроме всего прочего, обещают, что через две недели моя тяга к сладкому исчезнет сама — как сон, как утренний туман. Вот он, мой шанс! Правда, для начала организаторы предупредили, что если я вздумала похудеть, то Марафон мне категорически противопоказан, поскольку мои 45 кг и без того не дотягивают до нормы. Но худеть я не собираюсь. Цель у меня иная: просто понять, возможна ли жизнь без сладкого.
Первым делом нужно уяснить, отчего мне так хочется подсахарить жизнь. Что это — просто дурная привычка или требование организма, привыкшего к регулярным и резким скачкам инсулина? Принцип Марафона — не дать организму голодать (едим по шесть раз в день!), обеспечить качественное питание, освобождающее нас от тяги к быстрым углеводам — белой муке, сахару, — к которым в кондитерском деле часто еще добавляется и вредное жареное масло. Утром — стакан воды за полчаса до первого приема пищи, потом — еда каждые три часа. На завтрак — каши (понятно, без сахара), яйца или творог. Первый перекус — половина банана, хлебцы, творог, фрукты. Обед — сочетание мяса и овощей. Второй перекус — орешки или фрукты. На ужин — кусочек мяса или рыбы, капуста (или кабачки, или цукини) плюс бобовые. И за час до сна — кефир или творожок.
У участников общий чат с рекомендациями по режиму питания, план меню на неделю по граммам и часам, видеотренировок (четыре занятия в неделю). Мы делились фотографиями наших тарелок и ощущениями. Следовать схеме надо было неукоснительно, даже если поначалу еда не лезла в рот. Перестройка вкусовых привычек, в плену которых каждый из нас находится, — непростое дело.
Сразу в расчете на месяц закупаем крупы, бобовые, орешки, сухофрукты, специи. Из сладкого возможны зефир или темный шоколад, но рано я обрадовалась: всего 15 г в неделю! К этому по мере необходимости докупаем молочные продукты, фрукты-овощи, мясо-рыбу. Да, чуть не забыла: раз в неделю — вегетарианский день.
И вот еще важное условие: еду готовим заранее на весь рабочий день, раскладывая ее по контейнерам. Овощи не режем, кладем в кюветку целиком. Питаемся по будильнику.
Сначала это просто сумасшедший дом, но постепенно втягиваешься в такой распорядок. Мясное быстро готовим на пару или в духовке (жареное — табу!). Ту же овсянку с вечера можно залить кипятком или кефиром — и утром не надо беспокоиться о завтраке. Гречку заливаем кипятком и оставляем на полчаса. Кускус заваривается и вовсе 5-7 минут. А можно сварить крупы и яйца на два-три дня вперед. И не забывайте о воде: минимум четыре стакана в день за 40 минут до или после еды.
Кстати, налицо экономия на еде. Выясняется, что еще недавно мы тратили на сладкие перекусы подчас больше, чем на нормальный обед. В цену пирожного укладывается стоимость обеда. А еще я полюбила капусту, которую раньше просто игнорировала. Может, таким образом организм пытается выжать глюкозу хотя бы из капустного кочана? Зря старается...
Не стану лукавить: этот месяц питания по новой системе дался мне очень непросто. Первые две недели были особенно трудными — замечу: работала я поваром, коллеги постоянно просили что-то продегустировать или угощали всем подряд. Но я держалась! И вот результат: мне кажется, я научилась контролировать себя. И если мне сейчас предлагают что-то сладкое, я могу спокойно от этого отказаться, что доселе было немыслимо.
Что еще? Меньше времени и денег уходит на домашнюю готовку, зато больше — на книги и театр. А вкус тех продуктов, которые я употребляю, стал для меня более насыщенным, ведь я ни во что не добавляю соль и сахар. А если по инерции откушу сладкое печенье, оно вовсе не кажется мне таким же вкусным, как до эксперимента.
P.S. Я далека от мысли, что всем читателям нужно немедленно переходить на мою схему питания. Хотя выделить 28 дней на такой эксперимент, честное слово, стоит. Может, что-то из полезных правил войдет у вас потом в привычку? Разумеется, перед тем необходимо посоветоваться с врачом на предмет возможных противопоказаний. Остались еще вопросы? Пишите мне на сайт «Труда» — обязательно отвечу.