- Магомед Омарович, почему рекорд Киттинжера не побит?
- Прыжки из стратосферы очень опасны. Риск погибнуть - около 50 процентов. Когда парашютист прыгает "оттуда", у него нет стабилизации: воздух разрежен, сопротивление его ничтожно. Как в открытом космосе. От малейшего движения в условиях невесомости (а свободное падение в практически безвоздушном пространстве и есть невесомость) начинается "раскрутка". Пошевелил пальцем в скафандре - и тебя начинает качать, потом крутить, потом дергать... Любое движение - это момент инерции (помните курс школьной физики?). Моменты накладываются, усиливаются. И пока парашютист долетит до плотных слоев атмосферы, он может начать неуправляемо вращаться во всех трех плоскостях.
В принципе ничего нового в таком прыжке нет. В США и СССР подобными проектами занимались еще в начале 60-х. Это было связано с подготовкой полета человека в космос. Конкретно - со спасением космонавта при посадке. Ведь на первых советских кораблях экипаж катапультировался. Ученые выясняли, как ведет себя организм в таких экстремальных условиях. Перепад температур на поверхности скафандра - от минус 120 градусов Цельсия до плюс 120. Американский челнок "Челленджер", напомню, разрушился потому, что температура на его поверхности превысила расчетную всего на 14 градусов. С природой не шутят... Вот испытатели и отрабатывали конструкцию скафандра. Была проведена серия прыжков из стратосферы. Испытания велись на собаках и обезьянах, позже - на людях. Последнее закончилось трагически: 1 ноября 1962 года майор Евгений Андреев и полковник Петр Долгов прыгнули с борта стратостата "Волга", поднявшегося на 25 километров. Долгов прыгал вторым. От удара о гондолу его гермошлем треснул и разгерметизировался, полковник погиб... 25 километров или 40 - особой разницы нет. Больше разгонный участок, выше скорость вхождения в плотные слои атмосферы - вот и все отличия.
- Вы тоже собираетесь прыгать с 40 километров. Хотите сыграть в русскую рулетку?
- В моем проекте "раскрутка" исключена. Я же не буду совершать традиционный прыжок с парашютом. Технология принципиально другая. Ты сидишь в центре надувной конструкции, внешне похожей на волан для игры в бадминтон. На высоте она отцепляется от гондолы и спокойно уходит вниз. Ты полностью стабилизирован. Эту систему придумали в свое время в Научно-исследовательском центре им. Г.Н. Бабакина для посадки на Марс исследовательского модуля.
Системы в виде волана ни у кого, кроме нас, нет. И не будет: она запатентована. Но рано или поздно, возможно, патент придется продать. Мы пытаемся осуществить проект "Потолок мира" вот уже 2 года, вложили в него около 200 тысяч долларов. Мы - это российская корпорация "Авиация", НИЦ им. Бабакина, НПП "Звезда" (скафандр, кресло пилота и вся система жизнеобеспечения) и ФИРАН (аэростат). Технически в таком прыжке нет белых пятен.
- Готовы рабочие чертежи?
- Какие чертежи?! Готов опытный образец аппарата, мы совершили уже 40 прыжков. На это ушло 60 тысяч долларов. Один манекен с противоперегрузочной системой, системой регистрации и контроля стоит около 100 тысяч долларов. А нужно-то всего... Ну, скажем, 2 миллиона долларов. Миллион стоит гелиевый стратостат.
Все готово, предварительно испытано. Даже на первом экземпляре мы получили ту же перегрузку, что и космонавты при посадке на "Союзах". А если провести полномасштабные испытания?!
- К рекордному прыжку готовятся американцы, австралийцы, англичане, французы. Не боитесь, что вас опередят?
- Я знаю многих претендентов лично. Поэтому могу сказать заранее: ничего у них не получится - нет технологий. Англичане тренировались у нас, на фирме "Звезда", летом 2002 года. Снаряжение брали тоже у нас. Например, аварийный скафандр "Стриж".
- Вы знакомы с Киттинжером?
- С ним встречались наши космонавты старшего поколения. Чего-то ценного посоветовать Киттинжер не может.
- Значит, российский прыжок из космоса - реальность?
- Реализация проекта упирается только в деньги: государство нас не финансирует. К сожалению, повторяется история 1912 года, когда русский боевой летчик капитан Котельников придумал парашют для спасения экипажей подбитых самолетов. Но проект в России "завернули": не надо, мол, поощрять трусов. Котельников уволился из царской армии, уехал в Париж. Запатентовал там изобретение, сам прыгнул с парашютом в Сену. В итоге патент, даже само слово "парашют" стали французскими. А у нас ничего не осталось ...