Главная Советы Свободное время 23:01 07 Августа 2016 3852
На метро уеду в 1934 год...

Московское метро - это теперь еще и машина времени, где можно совершить поездку в прошлое

Сергей Бирюков

К примеру, знаете ли вы, что в столичной подземке две станции «Первомайская», одна из которых уже 55 лет закрыта для пассажиров, но сохранила свое оформление в стиле сталинского ампира? А задумывались, почему довольно-таки захолустная «Партизанская» такая огромная, с тремя путями? Представляли ли себе, что можно выехать на поезде со станции «Площадь Революции» синей линии — и оказаться на «Александровском саду» голубой ветки? А как думаете, можно в сегодняшнем метрополитене найти след ноги его главного строителя Лазаря Кагановича?

Если вам интересны эти и другие вопросы, касающиеся метро, ответы на них можно получить на ночных ежемесячных экскурсиях. Первая состоялась в минувшие выходные. Итак, ровно в 23.00 наша группа собирается у выхода из наземной станции «Измайловский парк». Директор Народного музея Московского метро Константин Черкасский ведет нас мимо домиков уютной советско-ампирной архитектуры (поселок работников метрополитена) к электродепо «Измайлово». Комплекс построен в начале 1950-х для обслуживания Арбатско-Покровской линии, ныне самой длинной в городе.

На краснокирпичном здании депо с высокой башней в итальянском стиле — мемориальная доска. На ней увековечено имя Михаила Алексеевича Белова, знатного машиниста и наставника молодых. Он прошагал всю войну, брал Берлин в чине майора артиллерии. Пришел в метро в 1948-м, работал до 1986-го. Говорят, его учеников до сих пор можно отличить по особой плавности хода состава.

Коридором, мимо ностальгической доски почета, проходим в уютный зал со сценой и старинным роялем «Братья Дидерихс». Между прочим, настройка идеальная и акустика отличная. Пианисты, напрашивайтесь на концерт! А 60 лет назад этот зал был главным вестибюлем временной станции «Первомайская», тогда конечной на этой ветке. От той поры здесь остались свод, колонны и четыре люстры, подобные которым можно увидеть на станциях «ВДНХ» и «Киевская». В 1961-м синюю линию продлили, и на ней появилась новая «Первомайская». А на бывшей теперь цех подъемочного ремонта вагонов и мастерская ремонта колес. Поднимаемся в «итальянскую» башню. Здесь пост централизации. Можно сказать и проще: мозги депо. Здесь пульты управления тремя десятками путей и сотнями стрелок, отсюда набирается маршрут для каждого поезда...

Это лишь малая толика того, что удалось увидеть во время чудесной метроэкскурсии. Нас прокатили на ретросоставе, изготовленном в 1934 году, чудом и энтузиазмом работников метро сохранившемся. В этом вагоне ты словно попадаешь в эпоху «Восточного экспресса» Агаты Кристи. Ручки, бра-колокольчики, стенки — тисненый материал, вызывающий ассоциации с интерьерами викторианской Англии... А диваны! Насчет них существует легенда. Будто бы когда опытный вагон показали главному строителю метро Лазарю Кагановичу, тот возмутился: «Мы строим лучшее в мире метро, а у вас деревянные лавочки? Надо дать каждому пассажиру по мягкому месту!»

Да, массу интересного нам рассказали сменяющие друг друга экскурсоводы. Теперь я знаю, почему на «Партизанской» такой огромный зал и аж три пути. Оказывается, проектное название станции — «Стадион имени Сталина», здесь должны были соорудить самую крупную в стране спортивную арену. Но Сталин умер, стадион не построили, а станцию назвали «Измайловской», потом «Измайловским парком» и наконец, к 60-летию Победы, — «Партизанской», поскольку в ней, сооружавшейся в годы войны, установлены скульптуры партизанов-героев Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина...

Всего не перескажешь в коротком репортаже. Но главное скажу обязательно: погрузиться в историю московского метрополитена, честное слово, стоит! Впечатления и воспоминания гарантированы. Представьте, что в доме, в котором вы живете много лет и знаете каждый гвоздик, вдруг обнаружился целый этаж, стоявший до сей поры заколоченным. Представляете, как интересно туда заглянуть?

Яванезы редки не только в России, но и в Европе

Ольга Григорьева
Труд
Фото: © Li Qingsong, globallookpress.com

Если вы хотите ласкового, да еще и разговорчивого питомца, то яванская кошка (или яванез) — это, безусловно, то, что вам нужно. Душу будет греть и тот факт, что вы получаете эксклюзивную породу. Кошки...

Спрос на речные круизы среди россиян вырос на 20%

Максим Башкеев
Труд
Круизный теплоход «Александр Фадеев» у причала речного вокзала в Саратове. Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Россияне все чаще выбирают для отдыха речные круизы. В нынешнем году спрос на них вырос на 20%. Лучше всего продавались путешествия по Волге с отправлением из Москвы, но и по сибирским рекам туристы...

Японские шпицы не любят неуважения и могут надолго обидеться

Ольга Григорьева
Труд
Фото: © Sabine Schürhagel, globallookpress.com

Японские шпицы — это тот редкий случай, когда, несмотря на неземную красоту — белоснежную шерстку и иссиня-черные глаза, — порода не стала предметом массового спроса. Более того, многие путают...

Свободное время 17:10 / 16 Ноября 2024 2448
Живые куклы

Кошки породы рэгдолл очень покладистые

Ольга Григорьева
Труд
Фото: © Sabine Schürhagel, globallookpress.com

Эти кошки не любят ссор и скандалов. У них даже название породы говорит о том, что они очень покладистые: рэгдолл, что в переводе означает «тряпичная кукла». Стоит человеку взять кошку на руки, она моментально...


Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?