Любопытная новость из недр одной из самых серьезных авиастроительных компаний страны «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолеты России»): по итогам заседания совета директоров этой компании экс-министр обороны Анатолий Сердюков избран его председателем. То есть командовать фирмой, производящей самые востребованные в армии и на гражданке вертолеты серий Ми-26, Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник», будет человек, еще недавно проходивший свидетелем по нескольким скандальным делам, связанным с деньгами Министерства обороны. В том числе (пикантная деталь!) — и по делу о закупке для нужд армии 50 французских вертолетов Eurocopter.
Та самая сделка с французами в 2012 году чуть было не состоялась и была приостановлена из-за жалобы (внимание!) холдинга «Вертолеты России». Таким образом, человек, чуть не нанесший серьезный урон нашей вертолетной промышленности, в конце концов возглавил ее флагманское предприятие. В этом месте по законам детективного жанра должна прозвучать барабанная дробь...
А днем раньше в новостном потоке прошло сообщение на бытовую тему: в Подольске 33-летний следователь местного УВД Андрей Виноградов, ехавший, по некоторым данным, пьяный за рулем, сбил на своем большом «порше» 79-летнюю женщину. После чего скрылся с места преступления, даже не попытавшись оказать пострадавшей помощь. Уже последнего обстоятельства достаточно, чтобы Виноградова доставить в КПЗ и открыть уголовное дело. Тем более личность водителя очень быстро установили по записи в видеорегистраторе одного из свидетелей ДТП.
Но... Каждому свое. Женщину отвезли в реанимацию (положение ее оценивалось как критическое), возмущенных свидетелей, рвущихся дать показания, попросили не бежать впереди паровоза, а Виноградова тут же отпустили под домашний арест. И в самом деле, не рубить же с плеча. Хотя есть много интересных вопросов. Скажем, откуда «порше» у 33-летнего борца с преступностью, спрятавшегося сейчас в доме-крепости с железным забором? И почему привычка гонять пьяным за рулем, как и трусливый побег с места преступления, встречены людьми в погонах с такой снисходительностью? Что, ворон ворону глаз не выклюет и даже не попытается сделать вид?
Умиляет гуманизм. «Верьте мне, люди!» — это как раз про Виноградова и органы правопорядка, которые поспешили освободить его из узилища и отправить домой, дабы негодяй имел возможность как следует подумать над своим поведением в привычных хоромах и даже поставить себя в угол (благо углов там хватит на все местное УВД). Пока громогласно объявлено, что экс-следователь уже уволен со службы, но, судя по всему, неприкосновенность действует.
Вы спросите, какая тут связь между двумя историями? Да самая прямая! Конечно, экс-министр, орденоносец — это вам не следователь из райцентра. А с другой стороны, разница между ними не такая уж большая. Оба персонажа — представители власти, пусть и на разных уровнях. Оба попали в некрасивые истории, мало совместимые с Уголовным кодексом. Оба, судя по всему, имеют шанс благополучно выйти из воды сухими. Разве что бывшему следователю Виноградову вряд ли позволят после всех разбирательств возглавить какой-нибудь райотдел в МВД. Все-таки мелковат будет, не того полета птица...
Налицо реальность, которую я бы назвал (по известной аналогии) «вертикалью безнаказанности». Такое ощущение, что достаточно гражданину оказаться на руководящей государственной должности, как он тут же превращается в юридически неприкасаемый объект. Вспомним, к слову, Евгению Васильеву из Минобороны времен Сердюкова. После утечек про уворованные миллиарды и долгих пересудов и пересчетов ей инкриминировали нанесение материального ущерба государству на 647 млн рублей. И то же самое: домашний арест в шикарных условиях, долгое следствие, серия скандалов, приговор в несколько лет колонии и... 34 дня, проведенные в неволе (а по некоторым данным, и их-то не было). После чего дама спокойно вышла на свободу по УДО, получила обратно все свои конфискованные ценности, не говоря уже об элитной недвижимости в центре Москвы.
Еще один представитель «вертикали безнаказанности» — экс-министр экономразвития Алексей Улюкаев, обвиненный в получении крупной взятки и отправленный не в СИЗО, а под домашний арест. Под аналогичным арестом находится и экс-глава «Роснано» Леонид Меламед, которого обвиняют в растрате 220 млн государственных рублей. Ни денег, ни наказания, ни справедливости.
А если глянуть шире, то масса чиновников разного калибра, региональные руководители и депутаты, которым предъявляются серьезные обвинения, коротают свои дни либо под домашним арестом, либо за границей, либо вообще прощены и отпущены без лишних «формальностей»... А в это же самое время обычному гражданину можно мгновенно угодить за решетку за любой проступок, даже самый нелепый — вроде размещения в соцсетях сомнительного видеоролика или ловли покемонов не там, где надо. А уж про воровство и говорить нечего. Кажется, чем мельче сумма, на которую позарился, тем больше вероятность отправиться на реальный срок. В случае с большим начальством все в точности наоборот.
Увы, такие факты в открытом информационном обществе скрыть все сложнее. В прежние времена над государевым человеком дамокловым мечом висела угроза потерять за свои грехи партбилет. А теперь и этого предохранителя нет: что-то я не слышал об изъятии у коррупционеров и прочих нарушителей закона заветных книжиц, которые они носят на груди. Вот и нет на них никакой управы.