Балет в России - больше чем балет. Это, так сказать, стратегический товар не слабее, чем ракеты, - помните, про это даже в песне поется: "Мы впереди планеты всей..." И понятно, что Большой театр сейчас бурлит. Генеральный директор Анатолий Иксанов уже заявил: администрация сделает все, чтобы Алексей остался хотя бы в качестве главного приглашенного хореографа и ставил минимум по спектаклю в год.
Карьера Ратманского в Большом началась четыре года назад. Алексей принял хозяйство у своего предшественника Бориса Акимова не в лучшем состоянии. Премьеры были редкостью, современной хореографии практически не наблюдалось - в основном изрядно припылившаяся классика. Впрочем, первые шаги хореографа в ГАБТе тоже встретили противоречивые отклики. Например, во время летних гастролей 2004 года в Лондоне новый экспериментальный балет "Ромео и Джульетта" (правда, поставленный не самим Ратманским, а молодым молдавским балетмейстером Раду Поклитару в дуэте с английским мэтром режиссуры Декланом Донелланом) получил разгромную критику. Ратманский учел ее - и в дальнейшем балетный мир реагировал на выступления Большого театра со все возрастающим восторгом. Ратманский лично возродил на главной сцене страны "репрессированные" в 1930-е годы балеты Шостаковича "Светлый ручей" и "Болт". В то же время санкционировал восстановление спектакля Юрия Григоровича "Золотой век", тем самым отметая подозрения в узурпации власти. По итогам прошлого года труппа ГАБТа во главе с ее опекуном была названа теми же англичанами "лучшей зарубежной балетной компанией".
Но, судя по всему, тяжесть административных обязанностей стала мешать творчеству Ратманского. Необходимость принимать во внимание бытовые нужды 220 человек труппы с двумя десятками звездных репетиторов, трудности реконструкции (из-за того что была закрыта главная сцена, резко сократилось количество спектаклей) стали докучать хореографу. Он все чаще стал принимать приглашения других театров. Например, уже пару лет сотрудничает с прославленным New York Сity Ballet, где с громким успехом поставил спектакль "Русские сезоны" на музыку питерского композитора Леонида Десятникова. А нынче стало известно, что главный приглашенный балетмейстер этой труппы англичанин Кристофер Уилдон обзаводится собственным коллективом. Так что место освобождается, и кому его занять, как не Ратманскому...
Мы дозвонились Алексею в Нью-Йорк, и он подтвердил свое намерение:
- Контракт в Большом театре заканчивается, и я бы хотел продолжить сотрудничество с труппой в другом качестве, как постановщик. О конкретных названиях постановок говорить, думаю, пока рано. Сейчас мне надо завершить спектакль "Лунный Пьеро", который ставлю в Америке с Дианой Вишневой и некоторыми другими солистами Мариинского театра.
Напомним, что в Большом театре Ратманский еще должен возобновить старый советский балет "Пламя Парижа", премьера которого назначена на июль. Ну и, конечно, самый волнующий вопрос: кто станет преемником худрука? Алексей отказался на него отвечать. При отсутствии официальной информации в прессе уже мелькали имена возможных кандидатов, и среди них такие разные люди, как Андрис Лиепа, Махар Вазиев (руководитель Мариинского балета), Юрий Посохов, Николай Цискаридзе... Кому отдадут предпочтение в Большом - крепким менеджерам, как первые двое, или ярким творцам, как двое других?
"НАМЕРЕНИЕ РАТМАНСКОГО ДЛЯ МЕНЯ НЕ СЕКРЕТ"
Майя Плисецкая:
- Большому театру период руководства Ратманского дал очень многое. Он собрал сильную труппу, я просто и не помню, когда еще был такой сильный состав. Огромное количество первого сорта балерин просто мирового класса. А главное, он дал этой труппе репертуар. Ведь раньше, когда я начинала, шли главным образом оперные спектакли, балет шел только раз или два в неделю. Кроме того, Ратманский привнес на сцену Большого театра современную хореографию, и очень хорошую. Другие тоже привносили туда что-то современное, но это не было здорово. А он действительно сегодняшний день. Неслучайно его недавно в Лондоне назвали лучшим современным хореографом. В Америку пригласили ставить то, что ему хочется.
Намерение Алексея для меня давно не секрет. Он говорил, что у него масса творческих планов, а административная работа его отвлекает. Конечно, его очень жалко терять, и понятно, что, разрываясь между двумя театрами, он не сможет работать в Большом столько, сколько раньше. Но хочу также сказать, что Анатолий Иксанов - замечательный директор. Он делает все, чтобы Ратманский продолжал ставить в Большом театре, и я уверена, что он такую возможность ему предоставит. Что касается кандидатуры его преемника... Мне кажется, это очень разные вещи - ставить спектакли и быть администратором. Совмещать их очень трудно. Может, вообще стоит завести такую моду, когда у каждого своя полочка?
"НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ ХУДРУКОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ БАЛЕТМЕЙСТЕР"
Николай Цискаридзе:
- Никаких официальных предложений со стороны администрации ГАБТа ко мне не поступало. На сегодняшний момент я - танцовщик Большого театра. Последние 5 лет я еще и педагог-репетитор в нем.Мне не так много времени осталось танцевать. Классическая хореография - искусство, требующее очень много сил, и хочется, чтобы меня запомнили таким, каким меня знала публика последние 15 лет, - одним из ведущих танцовщиков планеты. Нет зрелища печальнее, чем старичок, пытающийся изобразить юного принца. Во многих классических спектаклях я уже не позволяю себе выступать, а через три года, думаю, закончу танцевать и современную хореографию.
С другой стороны, не понимаю, почему пост худрука балета обязательно должен занимать балетмейстер. Ведь балетмейстерское творчество намного сложнее актерской работы. Актерская профессия гораздо менее затратная по времени.
И вот что хочу сказать. Сейчас в прессе модно говорить: ах, какой успех у Большого театра последние 5 лет! Я с этим категорически не согласен. Во все времена, с 1956 года, когда впервые Большой театр выехал за границу, его считают лучшей труппой мира. Никогда мы не знали ни провалов, ни пустых залов. И этот триумфальный успех обеспечили прежде всего артисты и их педагоги-репетиторы. Независимо от того, кто в это время руководил труппой.