Главная Жизнь 01:01 06 Августа 2005 182
КОСМОНАВТОВ ПРИГЛАШАЮТ В "КЛИПЕР"
Это многоразовый корабль нового поколения, который в 2012-м придет на смену нынешнему "Союзу". Полномасштабный макет "Клипера" в ближайшее время появится на одной из площадок Международного авиационно-космического салона МАКС-2005. Это повод поподробнее р
Головачев Виталий

По мнению конструкторов "Энергии", где создается космический челнок, он откроет новый этап в строительстве пилотируемых внеземных аппаратов. Каковы преимущества "Клипера"? В чем его отличия от современных американских шаттлов, а также от проектов нового космического аппарата CEV (Crew Exploration Vehicle - пилотируемого исследовательского корабля)? Об этом мы беседуем с руководителем Научно-технического центра головного в космической отрасли Центрального научно-исследовательского института машиностроения, лауреатом Государственной премии Владимиром ХОДАКОВЫМ. Он хорошо знает многоразовые космические системы: в свое время, занимая ответственный пост в Министерстве общего машиностроения, непосредственно участвовал в подготовке секретных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров, касающихся создания нашего "Бурана" и мощной ракеты "Энергия". В течение многих лет был секретарем, затем членом Государственной комиссии по пилотируемым полетам.
- Владимир Николаевич, нужен ли "Клипер"? Чем не устраивают надежные и сравнительно недорогие нынешние корабли "Союз", которые, как "рабочие лошадки", много лет доставляют космонавтов на орбиту и обратно на Землю?
- "Союзы" в различных модификациях летают уже 38 лет. Да, хорошие аппараты, ничего не скажешь, но их время проходит. Дело не только в моральном старении техники, а и в том, что для решения новых задач нужны корабли более вместительные (имею в виду и количество членов экипажа, и массу грузов), обладающие большим ресурсом, высокими техническими характеристиками. Сравним "Союз" и "Клипер". У нынешнего корабля стартовая масса 7 тонн, у "Клипера" - 13, или почти вдвое больше. В кабине "Союза" помещаются три космонавта, в многоразовом корабле - шестеро. Пристыкованный к орбитальной станции "Союз" может находиться в космосе полгода, "Клипер" - год. И особенно важно, что кабину будущего корабля можно запускать в космос и возвращать с орбиты 25 раз, а "Союз" рассчитан только на один полет.
- Почему на рисунках, которые я видел, корабль изображен по-разному: в одних случаях - с крыльями, в других - без них?
- Потому что в РКК "Энергия" работы идут по двум направлениям. Первый вариант предусматривает посадку возвращаемого аппарата вертикально на трех основных парашютах. Причем кабина нормально приземлится даже при отказе двух парашютов. По второму варианту многоразовый корабль имеет крылья с теплозащитным покрытием и садится на аэродром подобно "Бурану". Эти разработки ведутся совместно с КБ имени Сухого. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. На заключительном этапе, надо полагать, будет выбрана для дальнейшей эксплуатации какая-то одна конструкция (слишком дорого иметь корабли двух типов). Но пока разработки ведутся параллельно.
Чтобы читатели могли составить более полное представление о новом корабле, расскажу о парашютном варианте "Клипера". По форме он напоминает большую головную часть огромной ракеты. Длина - почти 10 метров, максимальный диаметр отсеков - около 4. Корабль состоит из двух частей: возвращаемого аппарата (8,8 тонны), где собственно находится экипаж, и агрегатного отсека (4,2 тонны), предназначенного для размещения основных двигателей, запасов топлива, пищи, воды, баллонов с газом, используемым для наддува топливных баков. В просторной (объемом 20 кубометров) герметичной кабине, изготовленной из алюминиевого сплава, смогут летать 6 членов экипажа. "Клипер" доставит в космос еще и полтонны грузов.
- Может ли многоразовый корабль на своих двигателях, стартовав с Земли, долететь до космической орбиты?
- Нет, для выведения на орбиту будет использован либо создаваемый носитель нового поколения "Онега", либо ракета "Зенит-2SLБ" (модификация применяемой в системе "Морской старт"). Схема полета вкратце такова. Ракета поднимает "Клипер" с экипажем или без космонавтов (если рейс осуществляется в автоматическом режиме) на околоземную орбиту. Высота -до 500 километров. Далее корабль может пристыковаться к долговременной станции и оставаться в космосе 360 суток. А может совершить автономный полет длительностью 15 суток и вернуться на Землю. При сходе с орбиты, когда выдан тормозной импульс, возвращаемый аппарат отделяется от агрегатного отсека и по пологой траектории входит в атмосферу Земли. На носовую часть обрушивается раскаленная плазма (около 2 000 градусов). Такую же огненную атаку выдерживают и нынешние посадочные аппараты "Союзов". Поэтому передний тепловой экран "Клипера" изготавливается из такого же надежного, многократно проверенного материала, что и лобовой щит "Союза". На остальную поверхность возвращаемого аппарата тепловое воздействие существенно ниже - примерно1200 градусов. Для тепловой защиты кабины выбраны многоразовые плиты размером 60 на 60 сантиметров, хорошо державшие тепловой удар во время первого и единственного полета "Бурана".
На заданной высоте в атмосфере срабатывает сначала вытяжной парашют, затем - тормозной, после чего раскрываются три купола основных. Когда до земной поверхности остается несколько сот метров, возвращаемый аппарат разворачивается кормой в направлении ветра. А перед самой посадкой, в полутора метрах от поверхности, по команде гамма-лучевого высотомера включаются твердотопливные двигатели, которые гасят вертикальную и горизонтальную скорость. Вступают в действие воздушные амортизаторы. Отстреливаются парашюты. И кабина опускается на землю. Причем через полгода, после проведения обычных проверок и регламентных работ, кабина снова готова к полетам.
- На фоне треволнений, связанных и с гибелью "Колумбии", и с тем, что во время недавнего запуска "Дискавери" от топливного бака откололся большой фрагмент теплоизоляции, главный вопрос сегодня - обеспечение безопасности экипажа. Будет ли "Клипер" в этом плане надежнее нынешних шаттлов?
- Безусловно, причем намного надежнее. Начну с системы аварийного спасения. Один из самых опасных участков полета шаттла - выведение на орбиту. При возникновении аварийной ситуации в первые секунды или минуты после старта у экипажа практически нет шансов на спасение. А на "Клипере" эту труднейшую задачу удалось решить. Система аварийного спасения (САС), созданная специально для нашего нового многоразового корабля, обеспечит безопасность космонавтов с момента занятия ими кресел в кабине и до выхода челнока на орбиту. Коротко о принципе работы системы. В кормовой части корабля находятся 8 ракетных твердотопливных двигателей САС. В критической ситуации (отказ важнейших систем, пожар на ракете... ) включение этих двигателей происходит мгновенно. Они "вырывают" кабину с экипажем, поднимают ее вверх (если ракета стоит на стартовом столе) и отводят на безопасное расстояние. А дальше раскрываются парашюты, и кабина по штатной схеме опускается на Землю.
Системы безопасности предусмотрены и на других участках полета "Клипера". В этом одно из его принципиальных отличий от нынешних американских многоразовых кораблей.
- Сколько всего двигателей, помимо системы САС, будет на "Клипере"? Намечается ли использовать в качестве топлива ядовитый гептил?
- Нет, гептила не будет. Двигатели, которые разрабатываются в РКК "Энергия", используют экологически чистые компоненты - этиловый спирт и кислород. А всего на корабле будет 32 ракетных двигателя: 8 - маршевых и 24 - для причаливания и ориентации.
- Американцы тоже собираются создавать новые многоразовые корабли -CEV, которые придут на смену шаттлам. Нельзя ли провести сравнение "Клипера" и CEV?
- В США, судя по опубликованным материалам, пока идет лишь обсуждение различных вариантов будущего корабля. Но некоторые подходы уже вырисовываются. Как и в России, американцы рассматривают два направления: во-первых, вертикальную посадку на парашютах и, во-вторых, крылатый вариант - с приземлением на аэродроме по самолетной схеме. Одна группа конструкторов, например, предлагает, чтобы CEV состоял из трех частей: кабины экипажа, грузового и двигательного отсеков. Причем кабина и два других отсека запускаются на орбиту отдельно друг от друга, и затем происходит их стыковка на орбите. Это позволит использовать не очень большие ракеты-носители, а общая масса корабля составит 40 тонн. Но на чертежах я нигде не видел у CEV системы аварийного спасения. Наличием САС наш "Клипер" выгодно отличается и от будущего американского корабля.
Но самое главное - экономические показатели. На создание CEV американское космическое агентство НАСА планирует израсходовать 15 миллиардов долларов. А на конструирование "Клипера", наземные испытания макетов, изготовление первого летного корабля и его запуск потребуется по оценкам 10 миллиардов рублей (которых, увы, пока еще нет) в ценах 2004 года. Это 360 миллионов долларов. То есть на "Клипер" надо в 40 раз меньше средств, чем на создание нового корабля США.
- Последний вопрос: каков срок эксплуатации "Клипера" и когда может состояться первый пилотируемый старт?
- Срок эксплуатации нашего многоразового корабля - 10 лет. А первый старт при соответствующем финансировании может состояться уже в 2011-м. Однако уже сегодня необходимо заняться налаживанием производственной кооперации. В создании комплекса "Энергия - Буран" участвовало около 1000 предприятий. Восстановление такой кооперации - дело очень трудное.

Жизнь 00:01 / 25 Апреля 2025 9401
Календарь: 25 апреля

80 лет назад состоялась историческая встреча на Эльбе

Труд
Старая черно-белая фотография встречи советских и американских войск 25 апреля 1945 года на мосту через Эльбу. Фото: © Rosseforp, globallookpress.com

1719 В Лондоне вышло первое издание романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». 1792 Установленное в Париже доктором Жозефом Гильотеном устройство выдержало первое испытание, отрубив голову разбойнику Николя Жаку Пеллетье....

Жизнь 00:10 / 25 Апреля 2025 7901
За наезд ответят

Первые иски к кикшеринговым компаниям появились сразу в нескольких районных судах Петербурга

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Конечно же, владельцы бизнеса всеми силами будут доказывать, что они тут ни при чем. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Это свершилось под напором возмущенных граждан, ставших жертвами на тротуарах и пешеходных переходах. В сентябре 2024-го на Татьяну наехал электросамокат с несовершеннолетним подростком за рулем. Жертва ДТП получила...

Жизнь 17:01 / 08 Мая 2025 7588
Последняя колонка

В преддверии курортного сезона активизировались поддельные сайты по бронированию отелей

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Еще один солдат не без вести пропавший: Члены чувашского отряда «Память» нашли останки солдата, павшего смертью храбрых 83 года назад. Волонтеры проводили раскопки на месте боевых позиций пехотного полка возле приволжского...

Командование противника держало против российской армии только две бригады территориальной обороны

Фото: Михаил Палинчак/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Командование вооруженных сил Украины (ВСУ) повторило ошибку, допущенную российскими генералами в августе 2024 года. Об этом сообщил в своем Telegram-канале военный корреспондент Юрий Подоляка. «Фактически военное командование ВСУ здесь...

Ветеран СВО, оставшись без ног, личным примером помогает инвалидам войны побороть страх перед неизвестностью

Андрей Гореловский
Труд
«В тот день я ощущал себя счастливым маленьким ребенком, который делает первые шаги, падает, поднимается, плачет, смеется и снова идет». Фото автора

«С какими чувствами мы возвращаемся с войны? Если честно, то с определенным страхом, понимая, что адаптироваться к мирной жизни будет непросто. Особенно это касается тех, кто получил в бою серьезные ранения, —...

Жизнь 20:01 / 26 Апреля 2025 6301
Последняя колонка

В Калининграде получили первую партию черной икры

Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Умный дрон вернется В Новосибирском государственном университете создали беспилотный летательный аппарат, способный доставлять грузы в труднодоступные районы. На испытаниях дрон успешно перелетел Обское водохранилище и доставил...

Противник понес их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооруженных сил России уничтожили за минувшие сутки без малого 800 украинских военнослужащих. Об этом сообщает в социальной...

В канун Дня Победы наш корреспондент отправился на Брянщину - навестить родные могилы и односельчан, живущих в прифронтовой полосе

Василий Щуров, Брянская область - Москва
Труд
Брянское село Хоромное горит не в первый раз. Фото из открытых источников

По случаю майских праздников мы семьей собрались на мою малую родину, навестить старых друзей и положить по венку на родительские могилы. Дела житейские и привычные, но с недавних пор небезопасные,...

Это поселок заняли подразделения группировки войск «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России освободили населенный пункт Новое в Донецкой Народной Республике. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. Это поселок, который...

Может, государству стоит обратить внимание на проблемы миграции?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Московская полиция наведалась в банный комплекс «Бодрость». И покинула его в компании без малого 60 мигрантов

События прошлой недели вновь ставят вопросы пребывания иностранцев в нашей стране. В минувший понедельник, 14 апреля, СМИ сообщили, что кладовщик из «Яндекс Лавки» и повар из ООО «Урюк» были...

Жизнь 00:10 / 18 Апреля 2025 4849
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Недавно был обнародован рейтинг российских регионов по качеству жизни. В лидерах — Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская, Ленинградская, Калининградская, Ростовская области и Краснодарский...

Отгремели салюты в честь 80-летия Победы. Но это письмо в редакцию «Труда» заставило нас вернуться к военной теме

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Тот самый стенд во дворе «генеральского» дома. Из-за него и разразился скандал... Фото автора

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко учит нас не забывать о героях-фронтовиках, об исторической памяти и после праздника. «В стране небывалый патриотический подъем, тесная связь поколений. Нет семей,...

С их помощью злоумышленники крадут персональные данные

Фото: Александра Погиба/news.ru, globallookpress.com

Мошенники придумали схему кражи персональных данных при помощи фейковых писем с предложением проверить график отключения горячей воды. Об этом рассказал ТАСС заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Государственной думы Сергей...

Противник понес эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Восток»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

России уничтожили за минувшие сутки 600 украинских солдат и офицеров. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. Подразделения группировки войск «Север» нанесли поражение скоплениям...

Жизнь 00:03 / 07 Мая 2025 4200
Маршал и капитан

История уникальной фотографии фронтового репортера

Андрей Гореловский, фоторепортер «Труда»
Труд
До начала церемонии подписания Акта о капитуляции Германии считаные минуты… Фотографии предоставлены семьей В.Н. Голубкова

Эту фотографию сосредоточенного Маршала Победы Георгия Жукова перед подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии, которую сегодня печатает «Труд», раньше не видел никто. Даже ее автор — военный...

Жизнь 20:01 / 19 Апреля 2025 4199
Последняя колонка

В Оренбургском заповеднике зацвели тюльпаны Шренка

Труд
Тюльпан Шренка. Фото: © Andrey Nekrasov, globallookpress.com

Цветет символ весны В Оренбургском заповеднике распустились тюльпаны Шренка. Эти желтые цветы на Южном Урале считаются символом весны. Ботаники напоминают, что посетители заповедника могут любоваться тюльпанами, а вот рвать категорически...