ИГОРЬ КВАША: МЕНЯ ИСЦЕЛИЛИ ПРОГУЛКИ ПО БУЛЬВАРАМ
- Я арбатский человек - там родился, рос, а после окончания института какое-то время работал в театре, неподалеку. На Арбате и в арбатских переулках я сформировался как личность, сходился и расходился с друзьями, дрался, переживал первые романы. Так что люблю эти места.
- Правда, сейчас они изменились.
- Да, очень. Дело не только в том, что Арбат превратили в ярмарку. Стилизованные под XIX век фонари, которые в него повтыкали, мне кажется, его изуродовали. Это новое оформление мне чуждо, но арбатские переулки, в которых я жил, отчасти сохранились.
- Хотя и им тоже досталось...
- Да, не говорите. Ведь чтобы вождям было удобно ездить на работу, прорубили Новый Арбат и разрушили, может быть, самые чудные места. Уничтожили Собачью площадку, Молчановку, Трубниковский переулок, от которого остались два отрезочка. Исчезло многое, что заключало в себе атмосферу одного из самых лучших мест Москвы. К счастью, от Арбата до Метростроевской сохранились симпатичные переулки, по которым иногда, если получается, люблю пройтись просто так, без всякого дела.
- На ваш взгляд, вписывается ли в Арбат громадный "особняк", возведенный не так давно у самого истока улицы?
- Это совершенно чудовищное сооружение. Нельзя было лепить такую громаду напротив "Праги". В результате начало Арбата превратили в какое-то ущелье. Это просто арифметическая ошибка архитекторов.
- А вот Александр Градский по поводу того же строения недавно сказал "Труду", что ничего страшного, Москва, мол, все перемелет.
- Нет, далеко не все. Благодаря новостройкам город либо улучшается, либо ухудшается.
- По-вашему, скорее ухудшается?
- Ну почему же. Например, вы посмотрите Тверскую, особенно от Пушкинской до Маяковской. Она стала европейской улицей благодаря в том числе удачной подсветке, ярким огням рекламы, которые ее совсем не портят. Мне это очень нравится. Радуют глаз отремонтированные или даже возведенные заново особнячки, которые то тут, то там встречаются в центре Москвы.
- А как относитесь к облику московских бульваров?
- Замечательно. Я обожаю Бульварное кольцо, особенно летом. Было время, когда по предписанию врачей я должен был совершать пешие прогулки, и я лечился именно на бульварах.
- Ваша программа на Первом канале олицетворяет доброе, возвышенное начало, а Москва, на ваш взгляд, по своей энергетике располагает к любви или - наоборот?
- Даже не знаю. Ведь я живу в Москве, прирос к ней. Поэтому для меня она является самым лучшим городом на земле, хотя я знаю города и покрасивее, допустим, тот же Петербург.
Но он очень холодный. В Петербурге самое лучшее время - белые ночи, там замечательно пройти или проехать, когда на улицах никого нет. Потому что Питер построен для гравюры, а не для людей. А когда там сутолока, вот, скажем, будничная толпа идет по Невскому, то Невский пропадает, а в Москве - наоборот, она для людей, она очень живая и энергичная.
ВЕРА ГЛАГОЛЕВА: ХОТЕЛА БЫ РАБОТАТЬ ВАГОНОВОЖАТОЙ
- Я родилась в самом центре Москвы - на улице Алексея Толстого, поэтому с детства привязана к "старому городу". Когда мне было семь лет, наша семья переехала в Измайлово, но Патриаршие пруды, район Бронных продолжали притягивать. Это притяжение сказалось и на моей судьбе: в 70-е годы я выбрала Театр на Малой Бронной, здесь в скверах гуляла с подрастающими детьми. А потом случилось чудо, мои давние мечты материализовались, и мы вернулись в центр - переехали на Краснопресненскую.
- Помните дворик, в котором гуляли в детстве?
- Однажды, мне уже было лет 15, мы заглянули с братом и подругой туда, в казавшийся когда-то таким огромным двор, где мы малышами играли в мяч и гоняли на велосипеде. До сих пор помню, как была поражена, увидев, какой он на самом деле маленький. Здоровенный шлагбаум оказался совсем небольшим, огромные кусты - скромным палисадником... Наверное, это было то самое ощущение из старого фильма "Когда деревья были большими"...
- И стало грустно?
- Чтобы не расстраиваться, я туда не заглядываю больше. Сейчас там, наверное, все уже совсем не так. Вообще в Москве многое меняется, и очень часто меня это... не раздражает, а даже не знаю как сказать.
- Ранит?
- Пожалуй. Очень жалко, когда на месте старых и симпатичных домов вырастают какие-то монстры, и для того чтобы их возвести, безжалостно вырубаются целые скверы. Так было, допустим, на Цветном бульваре. Или - раз, один взмах пера какого-то начальника - и весь Калининский проспект остался голым, без единого листочка. Мне кажется, мы недостаточно бережем наш центр. Очень часто там возводят какие-то "продвинутые" постройки, выпадающие из стилистики города, а это обидно, ведь таким образом размывается облик Москвы.
Я, наверное, ретроград. Мне не нравятся современные архитектурные изыски. А вот сталинские дома, этот неоклассицизм, добротные и мощные постройки на Тверской - все мне близко.
- Ну раз вы такая любительница старины - наверняка у вас есть и любимый старинный памятник?
- Конечно, это старый памятник Гоголю, спрятанный во дворике. Этот монумент стоит именно там, где и надо, неподалеку от дома, в котором Гоголь провел какое-то время. В детстве я одна или с подружками часто заходила в скверик, разбитый вокруг этого памятника, и как завороженная смотрела на андреевского Гоголя. Какой-то другой монумент в качестве особенно любимого мне выделить очень сложно.
- Можно ли проследить каким-либо образом связь вашего творческого пути и карты?
- Разумеется. Например, район Сокольников у меня прочно ассоциируется с творчеством. Дело в том, что в фильме "Женщины, которым повезло" я играла вагоновожатую и на трамвае объездила все Сокольники. Научиться управлять трамваем оказалось совсем несложно. Я с удовольствием открывала и закрывала двери, объявляла остановки. Мне эта работа понравилась. Вместе со своей героиней сначала на старом трамвае типа "Аннушки", потом на более современных моделях (события фильма начинаются в 40-е, а заканчиваются в 80-е годы ХХ века), я накатала по Сокольникам несколько десятков, а может быть, и сотен часов.
Беседовал