Мода на экзотических питомцев не знает границ — змеи, пауки, хорьки, хамелеоны живут во многих квартирах на положении собак и кошек. Вот и муравьев-листорезов до недавнего времени можно было увидеть только в инсектариях зоопарков. Зато сейчас даже Клуб любителей муравьев есть, в котором дадут советы по содержанию экзотов.
Сергей Шинкаренко из таких начинающих владельцев экзотов — на одной из выставок он купил за 100 рублей семейство тропических муравьев-листорезов. Поселил их в небольшом террариуме и наблюдает теперь каждый вечер. Говорит, что, глядя на них, становится философом — очень уж мудро устроено у них проживание. Неслучайно модель муравьиной семьи идеализировали философы и экономисты. Ученые слагали оду «коллективному разуму» насекомых.
Иерархия в семействах муравьев действительно жесткая, однако заведенный порядок не такой уж идеальный. Начать хотя бы с того, что самцам в них, как правило, нет места — все роли выполняют самки. Самцы появляются на свет, когда приходит пора расширить старую семью (новое сообщество в природе создается уже на другой территории), и для этого возникнут благоприятные внешние условия: будет достаточно корма и погода не подведет. Но проживут новоиспеченные кавалеры всего несколько часов.
Кстати, на свидание тропические муравьи отправляются, расправив крылья, причем и самцы, и самки. Из домашнего гнезда одновременно могут вылететь тысячи муравьев, и прямо в полете присматривают себе подходящего партнера. Для птиц подобные " оргии" муравьев — внеплановое пиршество. Жизнеспособные самки успевают спрятаться в укромное место, остальных клюют птицы. Тех, кто за ночь уцелел, утром собирают местные жители и жарят как семечки. Для аборигенов это сезонный деликатес.
Дальнейшая жизнь в муравьиной семье начинается прозаично: самки отгрызают себе крылья и те, что попроворнее, делают небольшую кладку яиц, из которых появляются рабочие муравьи. На первых порах они помогают обустраивать жизнь в муравейнике: принимают яйца от царицы, как няньки заботятся потом за личинками, выкармливают их. И весь рост личинок, пока те не превратятся в куколок, носятся с ними, как с писаной торбой: то греют, то охлаждают. Причем кем быть муравью — рабочим или нянькой — зависит от его размера. Эти насекомые не растут, так что каким уродился, таким и сгодился. «Так, у муравьев-листорезов самые крупные рабочие достигают 13 мм в длину, — рассказывает Михаил Березин, заведующий отделом энтомологии (инсектарий) Московского зоопарка. В экспозиции вот уже десять лет обитает многотысячная семья листорезов, поэтому можно всех хорошенько разглядеть. — Самые мелкие рабочие (длина их тела до 1 мм) всегда в тени, они на подсобных работах, особи чуть покрупнее — няньки, их задача ухаживать за расплодом, еще более крупные — фуражиры — срезают листья и транспортируют их в гнездо. Царица листорезов (матка) достигает 25 мм — настоящая фабрика по производству яиц: у нее огромных размеров брюшко, на фоне которого голова — маленькая точка». Она управляет семьей, в том числе и с помощью феромонов — химических веществ, которые подавляют активность собратьев. Это необходимо, ведь рабочие особи — тоже самки, которым просто не дали дорасти до полноценных цариц, попросту не докормили.