Судьи, которые вели процессы в отношении лидеров оппозиционных движений, в последнее время стали объектами жесткой критики в различных средствах массовой информации. Эта кампания призвана оказывать давление на судейский корпус на случай дальнейших разбирательств, полагают эксперты.
Среди последних примеров такого рода давления – инцидент с судьей мирового суда Тверского района Москвы Ольгой Боровковой, известной своими обвинительными приговорами участникам несанкционированных акций 31 декабря прошлого года. В частности, к 15 суткам административного ареста был приговорен Борис Немцов.
Соратники задержанных регулярно упоминали имя Боровковой на своих акциях, организовали пикеты возле ее дома, расклеили плакаты под заголовком «Есть ли совесть у судьи Боровковой?» рядом с местом работы судьи, а также по месту её проживания.
Таким образом, полагают активисты «Солидарности», они смогут заставить судью «прекратить практику вынесения политически мотивированных приговоров».
Судьи в последнее время подвергаются серьезному давлению, уверена член Общественной палаты РФ, лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина. По ее мнению, «определенные круги считают для себя возможным, оправдывая свою политическую или какую-либо еще борьбу, использовать подобного рода методы». Это может привести к очень серьёзным последствиям.
«Во-первых, это безобразно с точки зрения правовой. А во-вторых, это сильно снижает наши шансы в споре с судейским сообществом, когда мы возмущаемся какими-то действиями судей, действительно вызывающим вопросы. Вот если мы такими методами будем вести дискуссию, то шансы на то, что нас услышат - даже тогда, когда мы будем правы - очень малы», - пояснила Костина.
В свою очередь, глава Московского бюро по правам человека Александр Брод, полагает, что такие акции не являются правовыми и лежат вне правового поля.
«Это давление на судью и причинение ей моральных, нравственных страданий. Я считаю недопустимым для правозащитников, для оппозиции таким образом выражать свое несогласие», - сказал правозащитник. В данном же случае, по его мнению, нарушены права судьи: опубликован ее личный адрес, а размещение плакатов является вторжением в личную жизнь.
Брод подчеркивает, что существуют «цивилизованные способы обжалования судебных решений и действий судьи».
Осудила действия оппозиции и бывшая глава совета по правам человека при президенте России Элла Памфилова. Акцию против судьи Боровковой она назвала травлей.
«Понимаете, если мы говорим, что недопустимо административное давление на судей, то не должно быть давления на суд со стороны оппозиции. Должны использоваться только цивилизованные способы», - считает правозащитница.
Случай с Боровковой – не единственный пример прессинга судей. Так, объектом нападок в Интернете стал судья Данилкин, который председательствовал на процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Статья о Данилкине в Википедии была отредактирована с применением ненормативной лексики.
Соратники Эдуарда Лимонова устроили преследование судьи Ольги Зайцевой, осудившей их лидера на 10 суток. «Лимоновцы» подкараулили Зацеву у подъезда её дома и преследовали, пока та не села в первую попавшуюся машину.
Гибель в апреле 2010 года федерального судьи Гагаринского районного суда г. Москвы Эдуарда Чувашова, который вёл дела банд националистов, представители ультраправых группировок встретили с нескрываемым энтузиазмом.