Социальные сети — одна из самых значимых примет вовсю набирающего обороты XXI века. Statista, крупнейшее международное статистическое агентство, создавшее онлайн-портал исследований и данных, информирует о наиболее популярных соцсетях в мире. Facebook занимает большую часть рынка благодаря более чем 2 млрд активных пользователей. На втором месте с 1,5 млрд располагается YouTube. Треть им из крупнейших ресурсов является WhatsApp (1,3 млрд), который также принадлежит корпорации Facebook.
По сведениям того же агентства, в России в соцсетях присутствует 47% населения (по данным Левада-Центра, социальными сетями пользуются 60% российских граждан), аккаунты в них имеют 67,8 млн человек. Активнее всего в РФ используют YouTube (63% опрошенных), второе место занимает «ВКонтакте» — 61%. Мировой же лидер Facebook лишь на четвертой строчке с показателем 35%. Среди мессенджеров в России впереди Skype и WhatsApp (по 38%).
И еще несколько красноречивых цифр. По сравнению с началом 2010-х число пользователей соцсетей выросло в России на 20%, утверждает ЛевадаЦентр. У каждой соцсети, согласно Левада-Центру, есть свой «портрет пользователя». Во «ВКонтакте» находится 80% молодежи. «Одноклассники» наиболее популярны среди женщин среднего возраста. Facebook и Twitter чаще используют люди с более высоким социальным и образовательным статусом...
Когда еще не было мобильной связи, многие общались с друзьями, родственниками или по работе посредством стационарных телефонов, а письма на бумаге писались довольно редко. В те времена телефон давал монопольную и универсальную возможность обменяться информацией, впечатлениями или договориться о встрече. Чаты и СМС вытеснили телефонное общение не сразу: во времена ICQ голосовые звонки были все еще популярны и более востребованы, чем виртуальная переписка.
Как считает аналитический сайт android.mobile-review.com, ситуацию изменили социальные сети и Skype, благодаря которым молодежь начала предпочитать текстовую переписку голосовому контакту. Это коснулось прежде всего тех, кому сейчас до 35. Более же старшие пользователи все еще не только пишут, но и звонят по телефону, особенно если речь идет о каких-то важных вопросах. Но пройдет время — и чудаки канут в Лету?
На первый взгляд, у текстового общения немало преимуществ. Во-первых, вы отвечаете на сообщение в удобное для вас время. Во-вторых, перед отправкой текст можно перечитать, есть возможность тщательнее продумать все, что вы собираетесь сказать. В-третьих, у вас и вашего собеседника сохраняется вся переписка...
Зато за голосовым контактом остается одно неоспоримое достоинство: эмоциональная окраска. Да, текстовое общение удобно, но оно увеличивает дистанцию между людьми, при этом расширяя круг общения в соцсетях до горизонта и дальше. Отсюда использование всевозможных «ников» — надевание всяческих масок. Отсюда же и своеобразный интернет-язык, нечто среднее между стенограммой и «птичьим языком».
Между тем, ученые из Университета Тасмании (Австралия) провели исследование поведения людей в Facebook и опубликовали его результаты в международном журнале Cyberpsychology. Целью его было изучение последствий, возникающих при использовании своего «другого я». Ученые подвергли сравнению истинные и виртуальные личности 164 пользователей Facebook, принявших участие в эксперименте. Анализировались степень привязанности к социальным сетям, психологическое благополучие, уровень тревоги, стресса и депрессии.
Так вот, исследователи доказали, что большинство пользователей соцсети пытаются продемонстрировать несвойственные им качества. Несоответствие реальности и желаемого приводит к стрессам и замкнутости. Неслучайно все чаще теперь приходится сталкиваться с понятием интернет-одиночества, когда при огромном виртуальном круге общения у того или иного человека в реальности нет близких людей. Если вы дочитали этот текст до конца, не откладывайте в долгий ящик — возьмите и позвоните вдруг самым близким людям или просто знакомым. Может, они заждались от вас живых слов, а не бесстрастной, дежурной эсэмэски...