Всё больше соотечественников предпочитают путешествовать без помощи турфирм, сообщают аналитики банка «Русский Стандарт». За восемь месяцев текущего года структура трат на поездки существенно поменялась относительно того же периода 2018-го.
На первое место выбились траты россиян на перелёты (44,2%), расходы на туристические агентства сдвинулись на второе место (36,03%). А средний чек на путешествия вырос на 2,5%: теперь в среднем соотечественники тратят на внутрироссийские поездки 19 103 рублей.
В первые восемь месяцев прошлого года главное место по статье расходов держали турагентства (52,21%), второе – авиакомпании (23,83%). Доля трат на гостиницы и отели была на уровне 17%, сейчас – 15,72%.
Лидеры в покупателях туристических услуг мужчины (73%), женщины существенно уступают по этому показателю (27%). Впрочем, средний чек у всех примерно одинаковый: 19 324 рубля у мужчин против 18 220 рублей у дам.
Как резюмируют в «Русском Стандарте», люди становятся более самостоятельными и разборчивыми в вопросах путешествий. И указывает на это падение обращений к посредникам – турфирмам.
По мнению главы департамента по развитию клиентской базы «БКС Премьер» Ольги Певной, доверие к турагентствам снижается из-за того, что они обращаются к чартерным перевозкам. А те теряют в качестве и стабильности год от года. Число самостоятельных путешественников продолжит расти: всё больше людей, особенно молодёжи, которые хотят решить сами где им снять жильё, чем питаться, как перемещаться и какой избрать маршрут, прогнозирует эксперт.
Скачок трат на авиаперелёты в этом году никому не приятен, но объясним: российские авиакомпании на грани рентабельности, рубль продолжает терять вес, а главные расходы авиакомпаний в иностранной валюте, сказал управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрий Орехов. К тому же растут цены на авиакеросин. Лишь за лето 2019 года россияне начали тратить на перелёты в оба конца от 11 до 20,5 тысяч рублей: это на 5% больше, чем летом 2018-го, отметил специалист. Внутри страны средний счёт за поездку вырос с 10 340 рублей до 10 922, за границу – с 19 719 до 20 510 рублей. На внутренние рейсы в этом сезоне пришлось 63% броней, а на зарубежные – 37%, отметил Орехов.
С данными «Русского Стандарта» согласуется информация Аналитического центра НАФИ. По его данным, за первые месяцы года выросла доля тех, кто готов сам организовать свой отдых. Число самостоятельных броней билетов изменилось с 28 до 34%. С 26 до 32% выросло число тех, кто арендует жильё самостоятельно. Впрочем, в турагентства обратятся прежние 29% россиян. Самостоятельность в организации путешествий более свойственна людям помоложе. Из россиян до 44 лет 46% покупают билеты сами, а 45% бронируют жильё. Среди граждан РФ от 60 лет так поступает лишь каждый десятый. Москвичи и петербуржцы реже организуют отпуск самостоятельно. Только 23% арендуют жильё, в то время как жители других городов делают это в 34% случаев. Похожая история с билетами: 28% против 35%. Жители столиц чаще прибегают к посредникам-туроператорам: 37% против 30%. Москвичи и питерцы чаще готовы взять на отдыхе автомобиль, а в целом аренда авто стала популярнее с 8% до 12%.
По опросу сервиса онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru, первое самостоятельное путешествие в половине случаев россиянин совершает с 18 до 25 лет. Женщин среди них – 51%, а мужчин 47%. Только 10% людей от 26 до 30 лет намечают свою первую поездку вне туристических групп. 4% - те, кому от 30 до 40 лет и всего 1% - от 40 и выше. 16% респондентов пока ни разу не ездили в путешествие сами.
Горючее, хватит дорожать!
Поводов платить посредникам при организации досуга становится всё меньше: билеты на транспорт (и особенно на самолёт) растут неадекватными темпами, а реальные доходы сограждан никак не выйдут на траекторию роста. Экономить на самолётах не получается даже при огромном желании, чего не скажешь о турфирмах.
По сведениям прессы, 2019 год завершится удорожанием авиабилетов на 9-10% относительно прошлого года. Авиаперевозчики работают «в плюс» во втором и третьем кварталах года, а в первом и четвертом терпят убытки, рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров.
В первом квартале авиакомпании «просели» на 45 миллиардов рублей: это на 32% больше, чем за аналогичный период 2018-го. Однако в 2019 году убытки перевозчиков окажутся ниже, чем в прошлом: с 1 октября НДС для внутренних рейсов в обход Москвы снизят до нуля, напомнил эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Также рост цен на авиабилеты опережает инфляцию. Компании взвинчивают стоимость перелётов не только из-за роста цен на керосин, но из-за избытка мест в действующем флоте. С 1 августа в РФ действует демпфер на керосин: мера призвана поддержать авиакомпании в реалиях роста цен на горючее. Но авиаперевозчики не считают механизм особенно эффективным. В случае подорожания барреля нефти до 65 долларов авиаперевозчики могут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, обещает Минфин.
На данный момент подорожание горючего не отразилось на ценах для пассажиров, уверен советник руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Горин. Но если негативная динамика сохранится, удар по кошельку простых смертных не заставит себя долго ждать. Ближе к зиме скачок цен может составить 10%. ранее отмечал, что подорожание топлива пока не отразилось на ценах для пассажиров.
Рост цен на авиатопливо последовал за налоговым манёвром, отмечал в июне президент РФ Владимир Путин. Экспортные пошлины на нефть обнулили, а налог на добычу полезных ископаемых подняли. Обратный акциз для нефтепереработки и компенсации компаниям денег, которые они могли бы получить от продажи нефти за рубеж, показали слабую эффективность, признал Путин. К тому же, меры не коснулись авиационного бензина.