Сразу после того, как руководство страны в лице президента с премьером и министров нагрянуло на арктические просторы, стало интересно: а что там, во льдах, собственно, происходит? Как живут люди, чем занимаются?
И для многих стало вдруг открытием, что, несмотря на экономические и прочие трудности, в Российской Арктике вовсю бурлит жизнь: военные обустраивают свои базы, нефтяники ведут разработку новых месторождений на шельфе, рыбаки ловят рыбу, а моряки гоняют караваны судов по Северному морскому пути. Чтобы поддержать тамошнюю непростую жизнь, приходится использовать массу тяжелой техники, завозить энергоносители и практически все продукты. То есть в регионе постоянно сохраняется опасность возникновения техногенных ЧП. Однако мы очень редко слышим о подобных случаях. Как вы думаете, почему?
Дело в том, что в этих районах развернуты и успешно действуют шесть Арктических аварийно-спасательных центров МЧС России, которые находятся в Нарьян-Маре, Архангельске, Дудинке, Мурманске, Воркуте и Вытегре. До 2020 года в Арктической зоне планируется построить еще пять подобных центров. Несмотря на удаленность от цивилизации, в регионе постоянно дежурят 98 пожарно-спасательных подразделений и три военизированные горноспасательные части, которые оснащены новой техникой, оборудованием и соответствующей экипировкой для работы в северных широтах.
На сегодняшний день численность группировки сил и средств, входящих в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), составляет более 18 тысяч человек и 1845 единиц техники. Уже сегодня видно, какой эффект дает эта система. К примеру, только количество пожаров в регионе снижено на 15%, а количество погибших на пожарах снизилось более чем на 20%. Всего спасателям в Арктике удалось сохранить жизни более 14 тысячам человек.
Помогают в этом мощное техническое оснащение и использование новых технологий. Кстати, во время Арктического форума в Архангельске, который только что посетил президент страны Владимир Путин, гостям была представлена одна из технических новинок — пожарный автомобиль АПМ 3-2/40-1,38/100-100 (43118) модификации ПиРо3-МПЗ, который был сконструирован при участии ученых Академии ГПС МЧС России. Эта машина оснащена уникальной установкой пожаротушения температурно-активированной водой.
Примечательно, что этот автомобиль можно использовать не только для тушения пожаров, но и резать с его помощью лед. А это одна из серьезных проблем в северных широтах: когда начинают вскрываться реки, их надо освобождать от заторов. К примеру, на реках Архангельской области уже три года используют такие машины для пропуска паводковых вод. Специалисты считают, что такая резка льда более эффективна и безопасна для человека и гидротехнических сооружений, а также местной флоры и фауны.