Украина на информационных лентах давно заслоняет прочие события на постсоветском пространстве. Но это стоит в особом ряду: президентские выборы в соседней Грузии. Похоже, «злой гений» Саакашвили может вернуться туда, откуда его с таким трудом выгнали на Украину.
Ни один из 25 соискателей на пост президента Грузии на выборах в прошедшее воскресенье не набрал необходимые 50% голосов. Формально независимый кандидат — француженка по рождению Саломе Зурабишвили, поддерживаемая на выборах правящей партией «Грузинская мечта», набрала 38,66%, за нее проголосовали 615 тысяч избирателей. Во втором туре, который состоится 2 декабря, ее прямым конкурентом неожиданно для всех стал кандидат от бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Григол Вашадзе, бывший россиянин, получивший 37,7%, что составляет 600 тысяч голосов.
Эти выборы главы государства — последние прямые выборы президента Грузии. Принятая конституционная реформа предполагает передачу властных полномочий премьер-министру страны, что превращает ее в парламентскую республику. С 2023 года, когда закончится мандат избираемого в последний раз президента, его уже будут назначать выборщики — 300 делегатов парламента и представителей регионов. Роль президента будет окончательно сведена к церемониальным функциям. Если, конечно, до того не произойдет очередной цветной революции или: не менее цветастой контрреволюции.
А что сегодня? Для начала действующий президент Георгий Маргвелашвили, представитель «Грузинской мечты», отказался от участия в выборах, понимая, что шансов нет. Вместо него партия, существующая на деньги олигарха Бидзины Иванишвили, уцепилась за поддержку «независимой француженки» Зурабишвили. Ее раскрутка была трудной. Грузины упорно видят чужака в бывшем после Франции, «подаренном» Михаилу Саака-швили в качестве министра иностранных дел Жаком Шираком. Других «мечтателей» не нашлось. А ее обвинения против Саакашвили как виновника событий 2008 года были в штыки приняты истеблишментом. Вечная оппозиционерка из Франции, дочь известного грузинского меньшевика-эмигранта, с детства мечтавшая стать президентом, была вынуждена оправдываться: она-де, как и все, считает Россию «агрессором и оккупантом».
Но и это не помогло ей одержать победу в первом туре. Теперь отрыв с «ЕНД» минимальный — лишь 1%. Рановато мэр Тбилиси Каха Коладзе поздравил Саломе с победой... Экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе уверена: дело идет к тому, что «ЕНД» и Михаил Саакашвили начали возвращаться к власти. По ее словам, избиратели Григола Вашадзе де-факто голосовали за Саакашвили, поскольку когда первый станет президентом, то помилует изгнанника и тот вернется в Грузию. А это, она не скрывает, очень опасно для Грузии. Бурджанадзе не сомневается, что кандидат «ЕНД», поддержанный союзником «Европейская Грузия», выиграет во втором туре, поскольку в первом он победил практически во всех крупных городах. Теперь он собирает под свои знамена всех старых друзей Мишико.
Планы других партий побороться за реальную власть в 2020 году могут оказаться запоздалыми, так как сторонники Саакашвили через год уже будут контролировать ситуацию на местах. А это чревато: рецидив национализма и популизма отбросит экономику Грузии назад, не улучшив отношения с Европой и соседями.
Важный для нас вопрос: что будет делать на российском направлении Григол Вашадзе в случае победы? Конечно, хочется верить, что муж звезды Большого театра и мой однокашник по МГИМО, закончивший его годом позже и прошедший горнило нашего МИДа, вдруг захочет нормализовать диалог с Россией хотя бы из соображений практической выгоды для Грузии. Спустя 10 лет после бомбежек Цхинвала политические отношения застряли на отметке, близкой к абсолютному нулю. И перспектив выхода официального Тбилиси из образа «жертвы российского агрессора» не просматривается.
Делать ставку на то, что сменивший российское гражданство на грузинское в 2009 году Григол Вашадзе признает содеянное Михаилом Саакашвили роковой ошибкой и начнет строить внешнюю политику с чистого листа, наивно. Хотя в приходе к власти более уравновешенного, чем сам Мишико, политика есть шанс. В конце концов, даже приносящий доход турпоток из России и СНГ в Грузию во многом будет зависеть от риторики новых властей.
Сделать рывок без оживления грузино-российского диалога, упрощения визовых, консульских, правовых процедур, энергетического взаимодействия трудно, практически невозможно. Если последний народный президент захочет войти в историю как Давид IV Строитель, такой шанс у него будет. А если захочет жевать галстук, как предшественник, то это уже другая история.