Главная Наука и технологии 00:03 01 Ноября 2018 4250
За кулисами космической аварии

Почему именно сейчас стал возможен роковой сбой при сборке ракеты-носителя «Союз-ФГ»? Не является ли он лишь вершиной айсберга

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Для непосвященных поясняем: ракету из-за огромных габаритов невозможно доставить на космодром в полностью собранном виде. Фото: globallookpress.com

Итак, объявлено, что 1 ноября руководитель аварийной комиссии по расследованию причин крушения ракеты-носителя «Союз-ФГ» Олег Скоробогатов, являющийся заместителем гендиректора головного института Роскосмоса ЦНИИмаш, наконец-то расскажет миру о причинах громкого провала во время недавнего запуска международного экипажа, который вынужден был экстренно вернуться на Землю после подъема на 50-километровую высоту.

Первоначально пресс-конференция должна была состояться 31 октября. Именно на эту дату в Роскосмосе собирали заявки от представителей СМИ. Но затем сроки сдвинули еще на день. Официальное заключение аварийной комиссии держится в строгом секрете, однако, по мнению ряда специалистов, причиной серьезного ЧП, скорее всего, будут объявлены огрехи в работе сборщиков ракеты в монтажно-испытательном корпусе (МИКе) на Байконуре. С помощью подъемного крана они пристыковывают боковые блоки, составляющие первую ступень, к центральному блоку — второй ступени «Союза-ФГ». Это обычные, стандартные операции — рутина.

Для непосвященных надо пояснить, что ракету, которая изготавливается в самарском РКЦ «Прогресс», невозможно из-за огромных габаритов доставить на космодром в полностью собранном виде. Поэтому в специальных вагонах из Самары на Байконур отдельно прибывают боковые блоки, другие ракетные ступени. Главное событие в МИКе — сборка. Каждый из четырех большущих, 20-метровых боковых блоков массой 3,8 тонны присоединяется к 27-метровой второй ракетной ступени. Держа пульт в руках, сборщик сначала на тросах поднимает с платформы боковуху, а потом отводит в сторону, размещая над лежащей второй ступенью. Затем начинает плавно опускать, как здесь говорят, «морковку». Другой сборщик стоит возле центрального блока и вручную помогает направить боковой блок точно в отведенное для него место.

Здесь, понятно, от сборщика требуется самая высокая квалификация. И кадры в МИКе в полной мере соответствуют этому требованию. За несколько десятилетий при пилотируемых запусках не было сбоев. Сегодняшнее поколение специалистов — молодые ребята — работают в МИКе ловко и четко.

Хотя в этот раз, по одной из версий, все-таки произошло случайное механическое повреждение, из-за которого на третьей минуте и случилась авария ракеты... Но если так, то возникают вопросы: почему именно сейчас стал возможен роковой сбой при сборке? Не является ли он лишь вершиной айсберга, когда более серьезные вещи скрыты под водой? И есть ли гарантия, что это не повторится?

Аварийной комиссией рассматривались, конечно, и другие версии. Но какую бы из них ни представил Олег Скоробогатов, сам факт крушения ракеты свидетельствует о серьезных проб-лемах в нашей космонавтике. Шутка ли — 15 аварий, если вести отсчет с 2010-го. ЧП происходят ежегодно, без перерыва. Это очень серьезные сигналы неблагополучия.

Теперь, после аварии, контроль при сборочных операциях на космодроме в МИКе, разумеется, усилят. Так, например, появились сообщения, что две новые ракеты, которые сейчас находятся на Байконуре, будут тщательно проверены. Работники самарского «Прогресса» отстыкуют боковые блоки с уже собранного носителя, осмотрят их, а затем, если не обнаружат повреждений, вернут на место. Все это надо успеть сделать в весьма сжатые сроки, при этом провести еще повторный комплекс испытаний, потому что на 16 ноября запланирован запуск к МКС грузового корабля «Прогресс МС-10». Нет сомнений: сборочные операции будут на особом контроле. Но есть ли гарантия, что не произойдет какой-нибудь другой сбой?

— Такую гарантию дать невозможно, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Техника может подвести, тем более когда при сборке осуществляются ручные операции. Что же касается заключений аварийных комиссий, то бывают сложные случаи. Не всегда можно быть на все сто уверенным в том, что комиссии удалось точно установить причины аварии. Я пока не знаю, каким будет предстоящее сообщение Олега Петровича Скоробогатова, но, на мой взгляд, было бы правильным принять меры не только исходя из принятой версии аварии ракеты, но также и по отвергнутым версиям. Для большей надежности. Для этого потребуется время, а его, как всегда, не хватает. Но надо очень тщательно взвешивать риски...

Прав Моисеев. Вспоминаются две аварии ракеты «Протон» в 1999-м. Тогда 5 июля с Байконура стартовал «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М», который должен был вывести на орбиту военный спутник. Но на пятой минуте произошла авария. Третья ступень и спутник рухнули в казахстанской степи. Причина аварии, как установила комиссия, крылась в дефекте сварного шва крышки турбонасосного агрегата в двигателе второй ступени. Специалисты выяснили, что в начале 1990-х была выпущена партия бракованных двигателей.

Потребовалось провести модернизацию конструкции. Что-то успели сделать к следующему старту, но время поджимало. Через три с половиной месяца, 27 октября, на «Протоне» запустили другой аппарат — спутник связи «Экспресс-А1». Но на четвертой минуте — опять авария. И причины оказались те же, что и 5 июля: дефект сварного шва. Спешка обернулась большими потерями.

Подобные уроки должны быть усвоены раз и навсегда. Тем более в нынешнее время, когда ситуация в перманентно реформируемой ракетно-космической отрасли очень сложная. Хотя на словах замыслы грандиозные: полеты на Луну, сооружение там станции, множество впечатляющих идей, прикидок. Но за красивыми словами в сухом остатке, не завтра, а в нынешней реальности — пробуксовки, отставание, сдача позиций, неясность ближайшего будущего...

На этом далеко не оптимистичном фоне изумляют результаты социологического исследования ВЦИОМа, представленные общественности два дня назад (видимо, как раз к обнародованию результатов работы аварийной комиссии?). Интервьюеры задавали гражданам вопрос: «В 1950-1960-х годах Россия считалась лидером в освоении космоса. А что сегодня?» Так вот, почти три четверти респондентов (72%), как сообщил ВЦИОМ, заявили, что наша страна по-прежнему является лидером в освоении космического пространства и укрепляет свои позиции. Так и хочется спросить: ау, дорогие мои, где мы лидируем? На Марсе, поверхность которого бороздят американские планетоходы? На Международной космической станции, где наш сегмент очень сильно уступает сегменту зарубежных партнеров? В дальнем космосе, где летают не наши автоматические аппараты? Или на рынке космических услуг, где мы уже на обочине? Сегодня пока еще гордимся пилотируемыми кораблями «Союз», но и здесь через пару лет окажемся позади...

Похоже, граждане, которых опрашивали интервьюеры ВЦИОМа, сами прилетели с каких-то далеких планет. Даже наши неудачи, громкие аварии в космосе не заставили снять розовые очки и трезво взглянуть на ситуацию. А более двух третей опрошенных (68%) считают неудачи в космонавтике обычным и неизбежным явлением. И что не менее поразительно: половина граждан «что-то слышали об аварии ракеты «Союз» 11 октября, но подробностей не знают», а еще каждый шестой вообще впервые узнал об этом в ходе опроса ВЦИОМа.

Странно все это выглядит. С одной стороны, нашей космонавтикой люди, судя по опросу, гордятся, значит, интересуются. А с другой, о резонансной аварии, про которую пишет отечественная и мировая пресса, многие или вскользь что-то слышали, или вообще не знают ничего — значит, не интересуются. Что-то тут явно не сходится. Не хотелось бы верить, что народ у нас такой противоречивый, удивительный. Интересно бы узнать, кто заказчик этого исследования? Уж не Роскосмос ли?

Грустно все это. При таких «маленьких хитростях» у нашей космонавтики шансов на успех будет все меньше.

P.S. Когда верстался номер, пришли официальные сообщения. Авария ракеты «Союз-ФГ», как передает РИА «Новости», произошла из-за неправильной работы датчика разделения первой и второй ступеней. Об этом рассказал исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев. Нештатная работа датчика привела к тому, что один из боковых блоков первой ступени не отошел на нужное расстояние и ударил по баку горючего второй ступени, в итоге бак разорвался.

Впрочем, это заявление мало что меняет. Работа над ошибками должна идти по всем направлениям.

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

«Чем меньше личной информации вы рассказываете, тем труднее вас обмануть», - подчеркнули в ведомстве 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Управление «К» Министерства внутренних дел РФ опубликовало список ключевых видов информации, которые гражданам ни под каким предлогом не следует раскрывать о себе. В противном случае они сильно рискуют оказаться жертвами мошенников....

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Есть ли жизнь без интернета? Может, и есть, но совсем не та, к какой мы уже привыкли

Ирина Хмара
Труд
Получается, современная цивилизация - это чудо технологий, но в то же время ненадежный карточный домик. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешние майские праздники запомнились не только торжествами и парадами. Москва и еще ряд российских регионов вернулись в доцифровую эпоху: в целях безопасности был отключен мобильный интернет, и миллионам граждан...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

В двух сибирских городах появится «китайское» метро. Вопрос – почему?

Алекс Зверев
Труд
Китай учился строить метро у СССР. И с тех пор ушел далеко вперед. Фото: Максим Платонов/Business Online, globallookpress.com

В двух сибирских городах-миллионниках строительством метро займется китайская корпорация China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Генподрядчиком строительства линий является группа компаний «Моспроект-3», а китайские...

Жизненный успех начали измерять числом подписчиков в социальных сетях – и неважно, откуда те берутся

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В среднем человеку в соцсетях уделяется три секунды времени. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Социальные сети очень скоро могут заменить все, казалось бы, устоявшиеся гражданские институты. Как вам такая перспектива? Люди теперь могут объединяться сами, без политиков. А каждый пользователь имеет шанс выступить в роли лидера...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...

Речь идет об аутофагии — процессе клеточной переработки

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Созревание томатов регулируется тем же механизмом, который отвечает за продолжительность жизни и здоровье у людей и животных. Это выяснила международная группа исследователей, работа которых опубликована в журнале New Phytologist. Речь идет...

Как отметили в компании, пока «это концепт, созданный для демонстрации наших возможностей в области электротранспорта»

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Российский автомобилестроительный концерн «АвтоВАЗ» впервые показал электромобиль Lada e-Aura. Об этом сообщает РИА Новости. «Пока выставочный экземпляр, пытаемся ее до ума довести. Их две машины, сейчас еще собираем три»,...

Китайские ученые изобрели переводчик с языка животных

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд

Между прочим, вчера был день рождения у тюбика зубной пасты. Его придумал американский стоматолог Вашингтон Шеффилд, запатентовав свое изобретение 22 мая 1892 года. А вдохновился он примером художников, хранивших краски...

«Здесь нужно абсолютно с пониманием к этому относиться», - призвал представитель Кремля

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Отключения мобильной связи в Москве в дни празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне объясняется соображениями безопасности. Об этом, как сообщает ТАСС, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Это не сбои....

Конструкцию первой действенной американской термоядерной бомбы выдающийся физик создал в 23 года 

Фото: Cheriss May / ZUMA, globallookpress.com

Американский физик Ричард Лоуренс Гарвин, один из разработчиков первой американской водородной бомбы, скончался на 98-м году жизни. Об этом в среду, 14 мая сообщает издание The New York Times. Как рассказал журналистам сын ученого, Томас,...