В России суды начали отменять решения о выдворении из страны граждан Украины. Причина, как сообщает издание «КоммерсантЪ», - «отсутствие фактической возможности их исполнения» в связи со специальной военной операции России в этой стране.
Речь идет о людях, которые находятся в центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) — в основном по причине нарушения миграционного законодательства.
По данным правозащитников из Московской Хельсинкской группы (МХГ), с начала июля 21 гражданин Украины был освобожден из подмосковного ЦСВИГ в Сахарово. Им отменили наказание в виде выдворения, оставив штраф на сумму от четырех тысяч до семи тысяч рублей. Кроме того, 30 из 40 украинцев отпустили из ЦВСИГ Санкт-Петербурга.
Правозащитники направили в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) запрос о том, как ведомство планирует решить этот вопрос. В ответе столичного управления ведомства говорится, что проведение «специальной военной операции» «делает невозможным пересечение границы иностранными гражданами, которые содержатся в ЦВСИГ и имеют документы, удостоверяющие личность». Те украинцы, у которых отсутствуют необходимые для пересечения границы документы, даже не могут их оформить, поскольку консульства Украины в России закрыты. В этой связи, добавили в ФССП, «рассматривается вопрос о возможности обращения с заявлениями в суды о прекращении исполнения решений в части принудительного выдворения».
«Цель ЦВСИГ — обеспечить выдворение. А в отсутствие такой возможности лишение свободы иностранного гражданина нелегитимно»,— пояснил газете руководитель правовых программ МХГ Роман Киселев.
При этом 10 граждан Украины получили отказ. Например, в одном случае суд не увидел причины, по которой выдворение из РФ в нынешней ситуации невозможно. В другом случае, по словам Киселева, суд заявил, что гражданин Украины якобы не может требовать освобождения, поскольку попал в ЦВСИГ недавно. При этом, по его словам, украинцы могут подавать заявление и требовать освобождения из ЦВСИГ уже через три месяца после задержания.
Правозащитник считает, что в таких отказах «отсутствует правовая логика». По мнению Киселева, на такие решения влияет позиция Федеральной службы безопасности.