Привет из 60-х
Как только стало известно, что Сочи примет зимнюю олимпиаду-2014 встал вопрос: как добираться гостям до места соревнований?
Трасса М-4 «Дон», связывающая центр Европейской части страны с Черноморским побережьем, большим комфортом для водителей явно не отличается. Она была построена еще в средине 60-х годов прошлого века. Прокладывали ее по нормативам третьей технической категории, которые предусматривали ширину проезжей части 7 метров и две полосы движения.
С тех пор количество машин на душу населения значительно выросло, и россияне стали активнее ездить на юг на своем транспорте. Плюс увеличилась торговая логистика – грузовиков стало больше. Дорога осталась прежней.
Итог: каждое лето в последние годы трасса «Дон» вставала в многокилометровые пробки. Тысяч легковушек и фур застревали перед многочисленными узкими или ухабистыми участками. Сейчас, как заверяют в ГКоскомпании «Автодор», реконструкция меняет трассу почти до неузнаваемости.
Дорога на юг попала в доверительное управление «Автодора» в 2010 году. Компания взялась за ремонт на принципах государственно-частного партнерства. Условие: в перспективе сделать некоторые участки трассы платными – хорошая дорога должна себя окупать.
Полная протяженность трассы - 1517 километров. Она проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей, республики Адыгея и Краснодарского края. С инспекцией ремонтных работ по этим регионам на днях проехала делегация компании во главе с председателем правления Сергеем Кельбахом.
Цель поездки, как объяснил глава Госкомпании, – определить «узкие места», которые мешают пользователям комфортно и беспрепятственно передвигаться.
«Наша задача в течение трех лет сделать трасу «Дон» лучшей в России, - заявил Сергей Кельбах. - Финальная же цель – до 2018 года реконструировать и построить участки общей протяженностью 796,2 км. В итоге вся магистраль будет соответствовать первой технической категории: она станет четырехполосной, с разделенными встречными потоками движения и развязками в разных уровнях, то есть у нас появится современная скоростная магистраль, соответствующая мировым стандартам».
От слов к делу
По первому участку дороги, соответствующемуй мировым стандартам, можно проехать уже в Подмосковье. Шесть полос, идеально ровный асфальтновое покрытие, новые развязки появились на отрезке с 48 по 71 км дороги в прошлом году. Отрезок сделали платным, но до конца дачного сезона проезд здесь будет свободным. Есть и альтернативный бесплатный участок – он проходит по старому Каширскому шоссе. Отличие: дорога здесь имеет две полосы, а движение регулируется светофорами.
Пожалуй, на подмосковном участке трассы «Дон» осталась только одна проблема - недостаток шлюзов-кабин для оплаты проезда на 51 км. Это, вызывает некоторые заторы, особенно летом. Но вопрос решаемый, и проектировщики уже работают над ним. В целом же по Московской области к 2014 году планируется сделать платным участок от МКАД до 117-го километра.
Не вызвал особый нареканий проверяющих и участок дороги, пролегающий в Тульской области. Трасса здесь проходит западнее городов Венёв и Новомосковск, далее - между городами Киреевск и Узловая, обходит Богородицк и Ефремов. Новые участки в обход городов в Тульской области были построены и введенны в эксплуатацию в 2010 году. Капремонорт идет по плану - завершено устройство нижнего слоя покрытия, готовится покрытие верхнего. Главный вопрос у инспекторов вызвало строительство очередного пункта взимания платы (ПВП) на 227 км. Пункт необходим, поскольку в скором будущем отрезок с 225,6 по 260 км. также станет платным. Как и обход Ефремова ( 287,8 – 321,3 км)), строительство которого завершено в 2010 году. Осталось определиться с количеством шлюзов для оплаты проезда. Решили заложить в проект большее число шлюзов, чтобы открывать новые, когда интенсивность движения увеличится.
Российский автобан
В Липецкой области инспекторы осмотрели первый в России платный участок дороги, который также относится к трассе «Дон». Его реконструкцию завершили в декабре 2010 года – увеличили протяженность до 50 км, а скорость проезда – до 110 км. Теперь участок стал не хуже европейского автобана.
Отличается Липецкая область и другими нововведениями. На участке, к примеру, уже несколько лет работают элементы системы управления дорожным движением (АСУДД), которые в автоматическом режиме обеспечивают сбор информации об обстановке на магистрали, погодных условиях, информируют водителей о скоростном режиме движения и возможных пробках.
Уже сегодня можно уверенно говорить о том, что автомобилисты оценили новый участок по достоинству. Несмотря на его платность, его выбирают не только те, кто традиционно ездил по дороге М-4 «Дон». За первые полгода 2012 году трафик по участку увеличился в сравнении с первым полугодием 2011 года на 26%. Это – невиданная ранее динамика. Для сравнения - средний показатель годового роста дорожного трафика в мировой практике составляет 3-5%. Дело в том, что на дорогу М-4 устремились водители с других федеральных трасс – с ведущей к Астрахани дороги М-6 «Каспий» и с дороги М-2 «Крым». Владельцы грузовиков с фруктами и горожане, рвущиеся к крымским пляжам, подсчитали, что «крюк» через качественную, скоростную трассу «Дон» позволяет сохранить груз, нервы и время в пути и теперь «голосуют рублем» в пользу реконструированной дороги.
В Воронежской области ремонтные работы должны закончиться в 2013 году. Вокруг областного центра появится новый платный объезд. Дорогу расширят до шести полос движения при расчетной скорости 120 км в час.
В Ростовской области инспекторы нашли осмотрели проблемный участок в районе поселка Тарасовский. Дорога здесь сужается, отчего возникают многокилометровые заторы. Решено сделать объезд - четырехполоснаую дорогу протяженностью 30 км, с разделительной полосой и развязками в разных уровнях. Окончание работ запланировано на 2013 год.
Другой проект - реконструкция мостового перехода через реку Дон в городе Аксай. Ремонтникам Строителям предстоит полностью разобрать существующую переправу и возвести современный мостовой переход.
В Краснодарском крае делегация осмотрела участок на 1119 км, где в будущем появится многофункциональная зона (МФЗ) нового типа. Создание МФЗ предусматривает организацию целого комплекса услуг – здесь можно не только заправить и помыть машину, но и отдохнуть в гостинице, пообедать в ресторане. Планируется, что комплекс будет введен в эксплуатацию уже через год.
К 2014 году после реконструкции трассы «Дон» в Краснодарском крае автодорожники обещают разгрузить поток машин на Черноморское побережье. Трасса расширится, появятся новые развязки. В 2014 году планируется начать строительство тоннеля в районе перевала Хребтовый. Пока это самый узкий выход к морю на всём маршруте от Москвы до побережья. Но и с ним вопрос будет закрыт в течение нескольких лет. Если не к сочинской Олимпиаде-2014, то к чемпионату мира по футболу-2018 В итоге трасса станет настоящей скоростной и комфортной магистралью, какими и должны быть дороги федерального значения.
Цифры:
1517 км – протяженность федеральной трассы М4 «Дон»
796,2 км трассы будет реконструировано и построено к 2018 году
Цитата:
Сергей Кельбах, председатель правления ГК «Автодор»: «Наша задача в течение трех лет сделать трасу «Дон» лучшей в России».