Трудно себе представить, что еще не так давно, съев последний огурец ранней осенью, мы ждали следующей встречи с ним аж до следующего лета. И все это время он являлся к нам несвежим, слегка помятым — из бочки или банки. От него за версту несло чесноком. Такой хорош разве что под рюмку или в новогоднем оливье: Зато сейчас на полках любого универсама вас круглогодично ждут красавцы на любой вкус и цену: свежие, стройные и вечнозеленые. Вот они, плоды новых технологий, при которых можно кормить человечество даже без использования почвы.
Недавно я познакомилась с инженером, работающим на тепличном комбинате по выращиванию таких огурцов в настоящем «стеклянном городе», раскинувшемся на 11 гектарах. В нескольких часах езды от Москвы, в Липецкой облас-ти, создан комбинат, где производят среднеплодный гибрид голландской селекции. Годовой урожай — 3,5 тысячи тонн усилиями 200-250 работников. Все благодаря специальной технологии круг-логодичного выращивания плодов на минеральной вате без использования почвы — гидропоника называется. На небольшой территории возник настоящий оазис: стерильность (душ обязателен для любого входящего), полностью компьютеризированная система питания кустов, урожай собирают роботы-пчелки (Bee Power), роботы же наклеивают этикетки на коробки. И не успевают плоды общих — человека и робота — трудов доехать до склада, как уже оказываются проданными в торговые сети.
Принцип гидропоники, похоже, был известен и древним — вспомним хотя бы висячие сады Семирамиды. Есть упоминания о том, что аборигены Америки — ацтеки выращивали сельскохозяйственные культуры на плотах, используя плодородный ил. Но к осознанию внутренних процессов из жизни растений европейцы шли долго. Кислород и его роль в жизни были открыты лишь в XVIII веке. О питательных веществах и микроэлементах узнали в веке XIX. Открытие фотосинтеза объяснило, для чего растениям нужен свет. В конце того же столетия основоположник русской школы физиологии растений К.А. Тимирязев представил научному сообществу метод их выращивания в стеклянном кубе на питательных растворах. Но ученые коллеги сочли сию идею кощунством и всячески воспротивились ее разработкам в лабораториях. Как это нередко бывало в истории, идея вызрела на чужих просторах — через два десятилетия американец Уильям Ф. Герик смог поставить выращивание культур на водной основе на производственный поток. Он же ввел новый термин — «гидропоника».
С той поры много воды утекло. Теперь и в России более 200 комбинатов занимаются «беспочвенным» сельским хозяйством. Материалом для основы может быть не только минеральная вата, но и пенопласт. Питание растениям раздает компьютеризированная автоматика. При закрытом устройстве теплиц возможен круглогодичный сбор урожая. Это позволяет собрать в 4 раза больше продукции, чем при традиционном выращивании на грунте. Упрощается транспортировка, что резко сокращает транспортные потери, при обычной технологии достигающие 40-60%. Решается продовольственная проблема в местах с тяжелым климатом — в засушливых районах, на Крайнем Севере. Еще плюс: такие предприятия дают работу местным жителям и, требуя квалифицированного труда, повышают их образовательный уровень.
Но, как всегда, у медали есть оборотная сторона. Если удобрений гид-ропоника требует меньше, то электричества — гораздо больше. Почву и воду она тоже загрязняет нитратами сильнее обычного. Впрочем, экономическая выгода очевидна, и потому технология пользуется спросом. В Британской Колумбии уже 90% сельского хозяйства основано на гидропонике. Конечно, есть норма применения нит-ратов, но поди уследи — и не так уж редко предприниматели нарушают стандарты для сборки большего урожая.
Наше государство инвестирует в подобные производства в рамках программ импортозамещения, но полностью независимого цикла все равно не получается. Например, семена на каждую новую посадку (4 раза в год) нужно закупать у иностранных компаний. Свои гибриды не дают такой урожайности, как импортные. Много вопросов по самой минеральной вате — по сути это стекловата, только не отталкивающая, а впитывающая влагу. В Голландии после каждого цикла специальная бригада проводит полную санитарную обработку, в ходе которой перетирает эту вату до такой степени, чтобы мельчайшие частицы могли ассимилироваться в окружающей среде и одновременно из них можно было бы делать новые чистые блоки «грунтового» материала. У нас же оплачивается лишь вывоз мусора до ближайшей свалки, где все попадает в общую кучу без сортировки. Между тем минеральная вата относится к отходам 4-5-го уровня опасности, то есть по закону ее вывоз на общие мусорные свалки разрешен, но это бессмысленная трата ресурсов — можно использовать материал циклично, что экономически выгоднее.
Все большую популярность набирает городское фермерство — способ производства продукции без сельскохозяйственных угодий, с помощью гид-ропоники у себя на подоконнике. В «Фейсбуке» даже появилось «Сообщество развития сити-фермерства в России», куда и вы можете обратиться, чтобы разобраться со всеми премудростями начального этапа. Популярным стало и направление гидропонического дизайна. Здания внутри и снаружи покрываются зеленым ковром на водяной подушке, что делает воздух чище, а городской пейзаж — уютнее.
При всех описанных минусах гидропоники вывод однозначен: эти технологии будут и дальше развиваться. И не исключено, что вскоре мы навсегда забудем, как пахнут огурчики и помидорчики с бабушкиной грядки, загорающие под солнечными лучами и созревающие раз в год.