Новости
Главная Культура 00:01 22 Марта 2024 3195
«Петь, как Магомаев, не сможет никто»

И все же солист Большого театра Эльчин Азизов решился продлить жизнь песням великого земляка

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Песни Муслима Магомаева горячо увлекли Эльчина Азизова. Фото из личного альбома

Спеть песни, которым когда-то подарил жизнь великий Муслим Магомаев, решаются немногие, даже профессионалы. Однако у Эльчина Азизова, представляющего27 марта в санкт-петербургском ДК им. Ленсовета премьеру программы «Песне моей поверь», для того есть все основания: он тоже всемирно известный баритон, которого помимо его основной сцены — Большого театра — рады принимать в ведущих оперных театрах планеты. А еще он земляк Муслима Магометовича, бакинец.

— Эльчин, нужно обладать изрядной смелостью, чтобы вступить на поле, где у любимца миллионов Магомаева не было конкурентов. Даже вам, певцу с мировой славой.

— И речи не идет о сравнении меня, да и кого-либо еще с великим Муслимом. Для его уникального голоса писали песни лучшие композиторы и поэты, с его тембром, стилем подачи и мощной энергетикой эти мелодии вошли в жизнь нескольких поколений. Но всегда в том, кого ты любишь, находишь и нечто общее с собой. Помимо преданности музыке, идеям любви и красоты — того, в чем могут роднить себя с великим артистом все слушатели, я ведь и его коллега, оперный певец. И моя задача — не повторить Муслима, что невозможно, а найти себя в его песнях и ариях. Кроме того, у программы «Песне моей поверь» был и конкретный повод — канал НТВ позвал меня в передачу «Квартирник», где мы всем залом исполняли песни из репертуара Магомаева. И мне очень захотелось, чтобы живое звучание прекрасной музыки продолжилось. Да, сейчас эти песни воспринимаются иначе, чем 30–40 лет назад. Но это же и интересно! У нас появляется шанс глубже понять, в чем причина их непреходящего очарования. Вот для чего старались я и мои музыканты, которых называю своей классной сборной.

— «Сборной»... Похоже, не забыт вами дух КВН, где вы зажигали в 1990-е в команде «Парни из Баку»? Она слыла не только остроумной, но и очень музыкальной.

— Как забыть об участии в телевизионном КВН, где я действительно много пел? Вообще петь люблю, сколько себя помню. Занимался в детском хоре, однако после окончания школы пошел учиться на режиссера кино. Лишь к 30годам осознал, что если не попробую себя на большой сцене, то потом буду очень об этом жалеть. Снова пошел учиться — сначала в летнюю академию Mozarteum в Зальцбурге к Алессандро Мишаши, затем в Оперную студию при Бакинской музыкальной академии к профессору Азаду Алиеву, наконец, в Центр оперногопения Галины Вишневской в Москве к Бадри Майсурадзе. Занимался сутками напролет,иной раз до нервного срыва доходило. Но у меня не было запаса времени, как у молодых вокалистов, на неспешное прохождение всех стадий становления голоса.

— Судя по тому, что уже через три года после начала обучения вы стали штатным солистом Большого театра, справились с задачей успешно. Вот, кстати, одно из отличий от карьеры Магомаева, который, блеснув в опере, все же предпочел эстраду.

— И многие его почитатели до сих пор горюют, что он ушел из классики. Я же изначально ассоциировал себя именно с оперой.

Сегодня многие оперные театры мира мечтают о таком Скарпье в «Тоске» Пуччини...

— Но, наверное, не без основания творческие коллективы называют «террариумами единомышленников»? Вся эта борьба за ведущие партии, за внимание начальства...

— А разве нет этих проблем в любом коллективе? Театр — это большой организм. И, как во всяком живом организме, в нем наряду со здоровой средой встречаются вредоносные бактерии. Хотя лично я, придя в новый для себя коллектив, увидел прежде всего доброе отношение к артистам. И изначально решил, что коллеги мне не конкуренты, а товарищи, даже если у нас с кем-то пересекается репертуар. Исполняем его все равно каждый по-своему. А дальше уж зритель решит, кто ему ближе. Да, надо понимать, что абсолютная объективность в искусстве невозможна. Но вывод из этого простой: работай без устали, совершенствуйся, если хочешь регулярно выходить на сцену. А самый большой мой критик — я сам. Всегда найду, к чему придраться, а в чем можно двинуться вперед. Как только остановился — считай, ты кончился в профессии.

Первые пару лет в Большом театре я очень болезненно реагировал на критику в СМИ. Ровно до того момента, как прочитал резко отрицательную рецензию на мое выступление в спектакле, где я... не участвовал. Всё, сказал я себе, точка. Больше такого рода статьи не читаю. А вот профессиональную, доброжелательную критику от коллеги или просто зрителя из зала всегда выслушаю и приму к сведению.

— На ваш взгляд, кто в оперном театре главный — дирижер, режиссер, актер?

— Команда!

— И все же?

— Ну если настаиваете, то особая ответственность лежит, считаю, на артисте. Именно он встречается лицом к лицу со зрителем. Но тут проблема, насколько органично постановочная задача ложится именно на данного исполнителя.

— Вы о произволе современных постановщиков классических партитур?

— Допустим — назовем это так. Еще лет десять назад я готов был бескомпромиссно отстаивать позицию классического академиста в этом вопросе. Считал, если в пьесе речь идет о событиях определенного времени, то постановка должна во всем ему соответствовать — от костюмов и декораций до манеры общения героев на сцене.О днако с годами человек становится пластичнее. Постепенно я пришел к выводу, что если задумка режиссера интересна, а пространство, в которое он ставит меня, осмысленно, если трактовка свободна от пошлости, глупости и чернухи, то почему нет? Например, в опере «Мазепа» Большого театра, которую ставил Евгений Писарев, герои, а стало быть, мы, артисты, и с нами зрители проходят через значительный пласт отечественной истории. Который по своему влиянию на людские судьбы выходит за рамки рубежа XVII–XVIII веков. Потому в третьем действии вполне логично, на мой взгляд, перекидывается мостик от событий Полтавской битвы ко Второй мировой войне. А завершение вообще происходит в наши дни. Получился насыщенный ассоциациями и смыслом спектакль, хорошо принимаемый публикой.

...Или о таком Мазепе в одноименной опере Чайковского

— Вы привели удачный пример, но боюсь, число неудач здесь явно перевесит. Ведь этот ак соблазнительно — переодеть артистов из камзолов в джинсы и заявить, что вы открыли современный смысл классического шедевра.

— То, что вы описали, — мировая тенденция, и касается она не только музыкальных театров. Нов опере, где есть еще и ответственность перед великим композитором, подобный режиссерский наскок особенно нетерпим. Требуются подготовка, вживание в словесный и нотный текст, нахождение взаимопонимания с дирижером. Конечно, и тут возможно индивидуальное прочтение темы. Но только если оно уважительно к авторскому замыслу и, конечно, талантливо.

— В Большом не так давно сменился гендиректор, на этой должности теперь маэстро с мировым именем Валерий Гергиев. Вам ведь уже приходилось работать вместе?

— В 2015 году я имел счастье дебютировать в Метрополитен-опере с «Иолантой», где за пультом был Валерий Абисалович. Незабываемый спектакль! И позже не раз работал с ним в Мариинке. Для меня это громадное удовольствие. Он без лишних слов, на уровне подсознания умеет настраивать тебя на взаимодействие с оркестром и другими участниками ансамбля. Его феномен — в невероятной, мощной энергетике. В кладезе знаний. В желании творить. И конечно — в безграничной любви к музыке. Кого-то Бог, даруя талант, целует единожды. А его обнял, прижал к себе и расцеловал в обе щеки.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9097
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5748
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4373
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?