Во вторник в Москве на 4-й Кабельной улице, у ворот одного из таксопарков "Новой транспортной компании" ("Новое желтое такси") прошла забастовка водителей. Всего в акции протеста приняли участие 12 человек. Они требовали отмены новых антикризисных мер, недавно введенных руководством компании. Если раньше за каждый принятый вызов водитель платил работодателю 50 рублей, то с 9 февраля сумма отчислений выросла до 100 рублей. Сейчас за аренду автомобиля таксист платит 1900 рублей в день, но в марте эта плата вырастет вдвое.
Таксисты провели нехитрые подсчеты и выяснили, что в новых условиях, чтобы хоть что-то зарабатывать, им придется вкалывать по 15-16 часов в сутки. При этом количество вызовов в последнее время значительно сократилось: по оценкам самих таксистов, теперь за смену набирается максимум пять заказов, а чтобы рассчитаться с работодателем по новым тарифам, нужно обслужить не менее десяти пассажиров. Именно поэтому водители и решили выразить свой протест.
Недоволен - значит, уволен
Акцию показали по телеканалу РЕН ТВ, так что руководство "НТК" смогло полюбоваться на своих сотрудников в полной мере. Увиденное, похоже, понравилось мало, потому что на следующий день все забастовщики были уволены. По словам генерального директора компании Феликса Маргаряна, участники пикета давно уволены из "НТК", а забастовку устроили конкуренты, чтобы подпортить имидж компании.
"Проклятые наймиты" с версией своего бывшего шефа категорически не согласны и собираются обратиться в трудовую инспекцию и прокуратуру. Таксисты не стремятся добиться восстановления на работе, но хотят получить компенсацию и доставить неприятностей борцам с кризисом из "НТК".
Адвокат, специалист по трудовым спорам московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Павел Ламбров считает, что в случае с таксистами могла быть нарушена процедура увольнения. "Судя по тому, как происходили события, можно предположить, что водители были уволены по инициативе работодателя. Но такому увольнению должен предшествовать факт нарушения трудовой дисциплины. При этом работник в обязательном порядке должен был дать письменное объяснение своему проступку. Только в этом случае процедура будет проведена по закону", - говорит эксперт.
Павел Ламбров советует таксистам и вообще всем, кто собирается устроить забастовку или акцию протеста, действовать по следующей схеме: "Надо не просто так выходить на улицу и предъявлять свои требования, а предупредить работодателя в письменной форме примерно за месяц до самой акции". По его мнению, в письменном уведомлении на имя генерального директора должны быть указаны конкретные причины недовольства и пути их устранения. А также фраза о том, что в случае бездействия руководства работники оставляют за собой право такого-то числа провести забастовку или протестные выступления в иной форме.
На первый взгляд кажется, что такое письмо - приговор самому себе. На самом деле это не так. Письмо будет являться для суда неоспоримым доказательством, что работники предупреждали свое руководство, просили принять меры, кроме того, этот документ поможет спастись от увольнения за прогул. "Работодатели часто прибегают к простому способу борьбы с недовольными: люди выходят на забастовку, тратят на это свое рабочее время, поэтому руководитель компании вправе уволить их за нарушение трудовой дисциплины", - комментирует эксперт. Письмо же станет подтверждением того, что никакого прогула не было. Получать разрешение на проведение забастовки от работодателя не нужно, ее вполне можно устроить и без его санкции.
Что ждет таксистов
Несмотря на то что забастовщики не собираются возвращаться в "НТК", по словам Ламброва, им все равно нужно предъявлять иск о восстановлении на работе. "Никаких компенсаций за незаконное увольнение законом не предусмотрено, поэтому единственной возможностью получить от бывшего работодателя деньги остается восстановление на работе", - объясняет эксперт.
Если таксисты подадут иск с требованием восстановить их на работе и выиграют дело, работодатель должен будет заплатить им зарплату за время вынужденного отпуска. Судебные заседания у нас в стране идут долго, это вопрос нескольких месяцев, а то и полугода, поэтому, выиграв дело, забастовщики смогут получить приличные деньги.
А вот требовать выплаты за моральный ущерб почти бесполезно, разве только для того, чтобы получить моральное же удовлетворение. Суды редко выносят решения о выплате солидных компенсаций, рассчитывать можно лишь на небольшую сумму, к тому же доказать сам факт морального вреда достаточно тяжело.
Вполне вероятно, что работодатель постарается использовать в качестве свидетелей защиты других компании. Примечательно, что на улицу вышла лишь часть таксистов, остальные предпочли отправиться на маршрут. Так что борцов за правду ждет долгая тяжба с бывшим руководством, а на сегодняшний день из лихой кавалерийской атаки с шашками наголо у забастовщиков получился небольшой наезд на работодателя со скромными шашечками.
Самые крупные акции протеста водителей такси в мире
Китай
В начале ноября прошлого года 9 тысяч таксистов китайского города Чунцин вышли на улицы. Они выступали против перебоев с поставками сжиженного газа, на котором ездят почти все местные автомобили, а также против частных "бомбил", которые работают без лицензии. На два дня движение в центре города было парализовано, уничтожено более 100 автомобилей, в том числе и полицейских.
Франция
В феврале 2008 года французские таксисты блокировали дороги по всей стране. Узнав о готовящейся в правительстве реформе их профессии, таксисты начали операцию "Улитка". Они перестали принимать заказы от клиентов, парализовали движение на основных магистралях Франции, почти полностью перекрыли доступ к аэропорту Шарля де Голля и марсельскому морскому порту. Через три дня правительство сдалось.
ЮАР
В декабре прошлого года ассоциации таксистов ЮАР устроили в Кейптауне настоящий бунт. Извозчики требовали отмены плана по введению в стране новых маршрутов скоростных автобусов на время чемпионата мира по футболу в 2010 году. В ходе беспорядков погиб один человек, несколько десятков были ранены. Таксисты боятся, что не смогут заработать, потому что большинство болельщиков будет ездить на автобусах.