В «Сатириконе» – премьера спектакля «Однорукий из Спокана»
В своем театре «Сатирикон», на Малой сцене, Константин Райкин поставил пьесу Мартина Макдонаха «Однорукий из Спокана». Культовый английский драматург, ставший в последнее время необычайно популярным в России, написал это произведение всего четыре года назад. На русский пьесу перевел известный театральный критик Павел Руднев.
Спектакль начинается предельно жестко. Из шкафа в гостиничном номере раздается нечеловеческий вой. Запертый там пленник не питает никаких иллюзий по поводу того, что его ждет. Мрачное начало, но дальше по сценарию краски еще больше сгущаются.
Двое мошенников – чернокожий Тоби и его подружка Мэрилин (Григорий Сиятвинда и Полина Райкина) волею случая оказываются во власти маньяка Кармайкла (Денис Суханов). Он им рассказывает о том, как дошел до жизни такой: когда-то банда юнцов вытащила его со двора, где он гулял, они силой заставили его положить руку на рельсы и стали ожидать поезда. Мальчишка до последнего надеялся, что парни шутят, но, увы, это было не так. Уходя, они унесли его руку с собой и помахали ему ей – на прощанье… С тех пор Кармайкл не перестает искать украденное у него и движется по Америке, оставляя за собой кровавый след.
Насилие порождает насилие, и двум пленникам, казалось бы, надеяться абсолютно не на что. Впрочем, шанс на спасение появляется, когда маньяк на время оставляет их одних в номере прикованными к батарее. Правда, в той же комнате остается чемодан с грудой отрезанных человеческих рук, а также зажженная свеча и канистра бензина, но внезапно в номер входит молодой портье (Георгий Лежава). Он одновременно робок и самодоволен, и, кажется, Мэрилин ему очень нравится. Вот только спасать ее он не торопится…
Сюжет, достойный фильмов Тарантино, в маленьком зале театра воспринимается с особенной остротой. Сначала кажется, что от ужаса не хватает воздуха. Но постепенно некоторые фразы актеров начинают вызывать... смех. Автор пьесы Мартин Макдонах (которому, кстати, принадлежит сценарий фильма «Залечь на дно в Брюгге») – мастер черного юмора и по-детективному лихо закрученных сюжетов.
«Когда играешь злого, ищи, где он добрый», – говаривал Станиславский. По ходу пьесы действительно выясняется, что в четырех ужасных персонажах погибло еще не все человеческое… Этот факт плюс доля абсурда и немного чуда – и спектакль, как ни странно, заканчивается хорошо…
Хотя действие и происходит в США, к сожалению, не скажешь, что это чисто американская история. Положа руку на сердце, можно признаться, что все это вполне могло случиться и в нашей стране. Взять хотя бы портье – мало ли в отечественной сфере обслуживания таких людей из породы местечковых Наполеонов с огромным комплексом неполноценности?! Маньяков и особенно мошенников у нас, увы, тоже хватает. В том числе и таких, до которых никому – ни обществу, ни родным родителям – нет никакого дела…
Мартин Макдонах – искусный диагност, и современному обществу он выносит пусть и неутешительный, но, кажется, верный вердикт. Вероятно, поэтому его пьесы так востребованы во всем мире, и в частности в России.