Загулы святого Григория

На Первом канале завершается показ сериала «Григорий Р.» с Владимиром Машковым в роли Григория Распутина

Первый канал завершает показ сериала «Григорий Р.». Окончательные оценки ставить рано. Что же касается предварительных... Вам не хватало духовных скреп? — «их есть у меня». Рекомендуем: это святой старец, ясновидящий, целитель и настоящий русский патриот Григорий. В прошлом — Гришка Распутин, бабник, пьяница, дебошир и интриган. Как показывает высокий рейтинг, новый образ исторического персонажа, воплощенный Владимиром Машковым, пришелся зрителю по душе.

Авторы «Григория Р.» настаивают на том, что впервые Распутин показан в полном соответствии с историческими фактами. Что все ярлыки, навешанные на него в течение века, — выдумки врагов и любителей дешевых сенсаций. Идея не оригинальная. Помнится, в фильме Охлобыстина «Заговор» недоброжелатели запустили в народ двойников старца, которые на радость журналистам и сплетникам всячески бесчинствовали, в то время как настоящий Распутин творил чудеса и радел за Отчизну. Нелишне вспомнить и о том, что попытки канонизировать отца Григория как святого мученика предпринималась не раз и не два, начиная с начала 1990-х. Но РПЦ была против...

И вот чем больше смотришь сериал, тем сильнее ощущение, что снят он специально для синодальной комиссии, с тем чтобы переубедить ее относительно Распутина.

В результате самой уязвимой стороной «Григория Р.» оказывается его предсказуемость. То есть вспоминаешь известные исторические факты и знак минус меняешь на плюс. Это наше любимое национальное развлечение: мы наигрались в него с революцией, гражданской войной, перестройкой. Впрочем, сказанное относится к тому меньшинству, что мало-мальски знает историю. Большинству же, которое с трудом вспоминает имя последнего императора и, скорее всего, не знает, кто такой Столыпин, этот профессионально снятый сериал с хорошими актерами и очень хорошим Машковым, несомненно, сулит много «открытий чудных».

По крайней мере в это на полном серьезе верит режиссер картины Андрей МАЛЮКОВ: «Мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. При жизни про него насочиняли горы макулатуры. По одной простой причине: высказать всероссийскому императору все, что хотели, было невозможно, это преследовалось уголовно, поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина: на него можно.

Совсем другую интонацию «Труд» услышал от известного историка, руководителя центра «История России в ХIХ — начале XX в.» Института российской истории РАН, доктора исторических наук Валентина ШЕЛОХАЕВА: «Посмотрев пока шесть серий, могу предложить уточнение, которое бы я дал к названию этого фильма: «Григорий Р. Реабилитация». Тогда всем сразу стала бы ясна цель создателей ленты. Прием, который они использовали — введение фигуры следователя, который едет по следам деяний Распутина, от казнокрадства до участия в убийстве, — как раз и нацелен на то, чтобы путем опросов и бесед с вереницей героев опровергнуть все эти факты. Но тогда они вступают в противоречие со всей документальной базой о Распутине, которая хранится в архивах. На самом деле исторических источников достаточно много, мне довелось их смотреть все, от тетрадей полицейских наблюдений за Распутиным до документов вскрытия. Могу вполне обоснованно сказать: установка авторов кино на то, что в документах — ложь, сама ложна.

Да, Распутин обладал необычными способностями. Например, мог останавливать кровь. А интуиция позволяла ему делать порой провидческие заявления. Но это никак не доказывает его святости, в которую так верят создатели сериала. Они и сами часто вынуждены противоречить собственной концепции. Например, не скрывают, что он пил, гулял по ресторанам — дескать, кто много грешит, тот и много кается. Но такая максима — полная чепуха. В ментальности того времени если человек с молодых лет тянулся к святости, ходил по монастырям, подобных срывов быть никак не могло.

Что касается отношений со Столыпиным — тот как человек с высокими понятиями о чести симпатии к Распутину испытывать не мог. Но их с Григорием Ефимовичем встреча после покушения на Аптекарском полуострове, где тяжелое ранение получила дочь Столыпина, действительно имела место. Наталья выжила, но утверждать, как это делается в фильме, что ее излечил именно Распутин, нет оснований: ею занимались лучшие хирурги времени, в том числе царские.

Если говорить о художественной стороне, то мотором фильма является, конечно, Владимир Машков. Но Распутин Алексея Петренко в «Агонии» Элема Климова убедительнее, тот образ был тщательно продуман, да и сам Климов как режиссер куда сильнее Андрея Малюкова...

В общем, скажу честно: если бы «Труд» не попросил меня посмотреть ленту как можно внимательнее, я бы после первой серии не стал тратить на нее время«.

Мы же напомним читателю давние слова Дюма: «История — гвоздь, на который я навешиваю романы». Создатели «Григория Р.» в очередной раз навесили зрителям телероман, неплохо смотрящийся, но имеющий малое отношение к реальной жизни.