НАВАР НА ДЕТСКОМ МОЛОКЕ

С той поры, как заботы о расходах на питание детей в возрасте до двух лет государство возложило на бюджеты муниципальных образований, привычные молочные кухни из-за безденежья начали закрываться одна за другой. Брянская область не стала исключением. Здесь до минувшего года в шести районах родители грудничков и вовсе не ведали о своих льготах. Нет кухни - значит, так надо. Лишь иногда из областного центра им привозили какие-то смеси. Но и там, где кухни работали, они превратились просто в пункты раздачи молока или биолакта. Ни творога, ни специального кефира или каши.

Казалось, о правительственном постановлении шестилетней давности об усилении адресной поддержки семей, имеющих малолетних детей, можно забыть. Но вдруг случился прорыв. Брянские власти заложили в бюджет нынешнего года на бесплатное питание малюток, как выразился главный врач одной из больниц города, "сумасшедшие деньги" - 39 миллионов рублей.
Постановление областных властей позволяет поддерживать только те семьи, доход которых ниже прожиточного минимума. Но 39 миллионов, исходя из минздравовских норм, хватало на всех детей в возрасте до двух лет. В сущности, это было здорово: наконец-то власть разбогатела настолько, что ей по силам не мелочиться, а заботиться обо всех малышах. В результате Брянску, например, на первое полугодие дали более семи миллионов - только успевай кормить младенцев. Не успели. Контрольно-счетная палата областной Думы обнаружила загадочные залежи денег и продуктов детского питания. Финансовое управление администрации Брянска перечислило управлению здравоохранения из 7094 тысяч рублей только 5500 тысяч, а до больниц в результате дошло лишь 4595. Но потери продолжились: лечебные учреждения не использовали 923 тысячи. Более миллиона рублей пустили на выплату долгов, не связанных с расходами на молочные кухни. Иначе говоря, съел кто-то, а "списали" на малышей.
Не ведали, что делать с манной небесной, и в сельских районах. Для начала местные финансисты откроили от "детских" денег где 70, а где и 160 тысяч. Но у медиков все равно разболелась голова от неслыханного изобилия. Кой-какие продукты для детей купили, а вот все раздать не смогли. Мамы, живущие в отдаленных деревнях, не поедут ради пакета молока за 30 верст, другие родители просто брезгуют стряпней неизвестного происхождения. В больнице Брянского района к началу второго полугодия неизрасходованными остались более 200 тысяч, в других районах - схожие сбережения.
Выявилась нелепая картина. Доходы брянских крестьян - около тысячи рублей в месяц, детям на эти деньги полезных продуктов не купишь. И вот при такой нищете вдруг выяснилось, что дармовые средства не сумели израсходовать. Председатель счетной палаты Александр Политыкин сказал, что не обнаружили "ни порядка, ни злоупотреблений":
- Представитель прокуратуры спрашивал у нас, усматриваются ли признаки злоупотреблений, но ведь все деньги учтены.
Между тем есть в этом деле одно загадочное обстоятельство. Непредвиденная экономия сложилась не только по той причине, что 39 миллионов давали на всех младенцев, а потом некоторых родителей пришлось вычеркнуть из списков в силу того, что их доход превышает прожиточный уровень. "Сумасшедшую" сумму выделяли с прицелом на то, что питание для малышей будут покупать на комбинате детского питания. В этот феноменальный долгострой, начатый по решению правительства России еще 12 лет назад, уже вложено около полумиллиарда рублей.
Только немецкое оборудование обошлось федеральному бюджету в 26 миллионов долларов. Год назад комбинат достроили, но, по объяснению первого заместителя губернатора Бориса Копырнова, у предприятия не оказалось собственника. Строилось оно на базе акционерного общества "Брянский молочный завод", а вот средства вкладывала федеральная казна и область.
Брянские власти заявили, что запустят комбинат к началу 2003 года. Под него и дали 39 миллионов. Почему такая щедрость? И это при том, что работники комбината уже год не видят зарплаты. Разбежались специалисты, которых обучали немцы, пришло в негодность сырье, на которое потратили огромные деньги. Почему же в цехах нет жизни? Может быть, потому, что сейчас активно скупаются акции ОАО "Брянский молочный завод", которому, как считают работники комбината, в конце концов и отпишут немецкие линии. Первая такая попытка, по словам директора простаивающего предприятия Евгения Малова, случилась год назад, но сорвалась. Схватка была жаркой. Малова так завертело в круговороте, что сейчас он вынужден поправлять здоровье в больнице:
Когда заработает комбинат, не знает даже директор. Год назад для запуска производства требовалось всего 3 миллиона рублей, сейчас уже не менее 20. Благодушно воспринимают историю с 39 миллионами на детское питание в областном департаменте здравоохранения: да, не удалось накормить малюток на всю сумму, но ведь все равно что-то до них дошло. Невразумительная безмятежность кругом. Две трети детей рождаются сейчас не вполне здоровыми, и лишь немногие могут обходиться без искусственного питания. В чернобыльских районах положение еще хуже. Но тот, кто делит миллионы, продолжает разыгрывать детскую карту с холодной невозмутимостью.