СЕМЬ ЦВЕТОВ СИМВОЛИКИ
История свидетельствует, что изменение государственного строя влечет за собой введение новой державной символики. А иногда возвращение старой. Как случилось у нас. 31 октября 1991 года был утвержден новый-старый флаг России - бело-сине-красный. Не стали мудрить и вернулись к петровскому варианту.
Символика - материя тонкая, особенно государственная. Поэтому, наверное, так трудно всем угодить. Тем более выбор ограничен - семь цветов спектра.
Еще Владимир Даль не без горечи заметил: "Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои. Мы же их не знаем и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад". А все потому, что очень долго в этом вопросе царил разнобой.
Со времени Петра I был в ходу трехполосный торговый флаг, в котором царь собственноручно начертал расположение полос. Как, впрочем, и многое другое. Понятно, тогда все встали по стойке "смирно", как и положено реагировать на государственный флаг. Пересуды начались значительно позже. Дескать, не всем понятен смысл цветовой гаммы. Возможно, имелось в виду, что она не во всей полноте отражает широту и разнообразие русского национального характера. Затем в середине XIX века пытались внедрить так называемый "гербовый народный флаг" - черно-желто-белый, а прежний объявлялся коммерческим.
В конце концов в качестве государственного состоялся все-таки бывший коммерческий флаг. В полном соответствии с нынешними рыночными реалиями. И это тоже символично.
КПД РЕВОЛЮЦИИ
1 ноября 1850 года Карл Маркс, крупнейший знаток и теоретик классовой борьбы, закончил свой многомесячный труд, который так и назвал - "Классовая борьба во Франции". Именно в нем впервые прозвучала знаменитая фраза "Революции - локомотивы истории", ставшая крылатой на долгие годы. Вряд ли хоть один марксистский историк, писавший о революциях, обходился без упомянутой цитаты.
И кому в то время могло прийти в голову, что сравнение революции с локомотивом имеет и противоположный подтекст. В середине XIX века единственным локомотивом был паровоз с очень низкой экономичностью. Как известно, кпд лучших моделей не достигал и десяти процентов, а среднеэксплуатационный кпд вдвое меньше - 4 процента. Но никого это не смущало. Яростно пели: "Наш паровоз, вперед лети!.." Это только теперь всем стало ясно, что до конечной остановки он так и не доехал.
ЛИХА БЕДА НАЧАЛО
По революционной мифологии отсчет начала событий 25 октября (7 ноября) 1917 года принято было вести с залпа "Авроры". В то время как историки точно установили, что никакого залпа, собственно говоря, не было, а был одиночный холостой выстрел, прозвучавший с крейсера ровно в 21 час 40 минут, после чего начался штурм Зимнего дворца, где находилось Временное правительство. В два часа ночи с минутами дворец был взят, правительство арестовано. Причем погибло несколько оборонявшихся, а из штурмовавших никто не пострадал. Но, согласитесь, что залп выглядит куда революционнее, чем одиночный холостой выстрел.
Эти события сегодня, 85 лет спустя, расцениваются по-разному - от прорыва в новую эру до катастрофы.
Но все-таки не следует забывать, что много еще чего происходило в нашей истории вхолостую после этого холостого выстрела.