МУЗА ТИМОФЕЕВНА

Тимофеевка - место для поэзии мало подходящее. Ни пруда тебе с лягушками, ни речки с камышами. Соловьи весной не поют. Разве что петух вскрикнет рано утром на каком-нибудь дворе, да и умолкнет сконфуженно, не услышав поддержки своих голосистых собратьев.

И все-таки именно в этом селе, наверное, первыми в России издали сборник местных поэтов. А стихи здесь пишут все - от мала до велика...
- Однажды провожала детей в школу,- вспоминает домохозяйка Ирина Емцова, - вдруг стихи и потекли...
Дома она их записала в тетрадку, а когда муж, электрик местного сельхозпредприятия, пришел с работы, с чувством ему выдала: "О, сколько неистраченной любви в моей душе!"
Мужа сначала будто током ударило. Живут не один год, детей нарожали, дел по хозяйству полно, а тут на тебе- стихи о любви! Когда понял, что посвящены ему, очень это понравилось. Теперь просит почитать для друзей, когда приходят в гости. Читает Ирина хорошо, с выражением, тетрадку прижимает к груди. Стихи о селе, о детях, о любви и вечерней зорьке, когда "услышишь треск горящих веток и запах дыма и ухи...".
По-иному протекает творческий процесс у пенсионера Геннадия Родионова. Его муза проявляет себя в шумных компаниях частушками. Рассказывать о своих талантах Геннадий Яковлевич вначале никак не хотел. Дескать, не пишу - и все тут! Но в селе ведь ничего не скроешь. Пришлось ему все-таки признаться, что частушки действительно сочиняет, но они "не для газеты". Даже спел мне одну про родную Тимофеевку. Слова в ней действительно полны народной ненормативной экспрессии.
Поэтическим центром села стала школа. Здесь несколько лет назад по инициативе директора Ольги Григорьевой возник небольшой творческий кружок, который с энтузиазмом стала вести педагог Ольга Канзепарова. Ее страсть к стихосложению передалась детям. От них- к родителям. От родителей - к их друзьям. И пошло-поехало! Сколько теперь в селе поэтов, никто не знает. Есть даже свой собственный критик Тимофей Михайлов, выпускник Самарского госуниверситета. В школе он преподает историю, а в прошлом году издал книжку своих стихов. Педагогическое мастерство, видимо, не сразу далось Тимофею, что и подвигнуло его на такие строчки:
Дела мои идут поганенько,
И там, где небо, как броня,
Антон Семенович Макаренко
И знать не знает про меня.
Но как поэта и критика - строгого и справедливого - его вскоре узнало все село. Канзепарова все стихи дает Тимофею для оценки, а он их начинает подправлять. Поэты - народ ранимый, чуть что - в слезы.
- Я уж прошу, чтобы поаккуратнее правил,- сказала мне сердобольная Ольга.
Но у Михайлова свой подход. И к поэзии, и к жизни вообще. Она короткая, а успеть надо много и хорошо.
Что там рассужденья о Ван Гоге, что там спор об этике Сократа, если за полтинником в итоге - лысина, одышка и простата, - предупредил он своих односельчан в минуту грусти.
Но в целом поэзия села Тимофеевка веселая, жизнеутверждающая. Вот как выпускница школы Анна Луконина описала весну:
Греми, греми, апрельский гром!
Весенний мир прекрасен и огромен.
А для меня, когда ребенок в доме,
- тогда огромен и прекрасен дом.
Вот ее строчки об осени:
Осень - конкурс красавицы,
желтизны и красноты.
В поисках источника вдохновения тимофеевских поэтов я объехал все село вдоль и поперек. Ничего особенного. Асфальтовая дорога в сторону Тольятти обросла современными коттеджами, но если выйти на сельские улицы - грязь по колено. И домишки так себе. Школа даже по сельским масштабам очень уж скромная. Учениками набита под завязку. Клуб, правда, просторный.
В селе живут около двух тысяч человек. Кто в местном сельхозпредприятии трудится, кто в Тольятти, который под боком. Никаких поэтических традиций до сих пор не было. Откуда же такой поэтический всплеск?
Конечно, сыграли свою роль энтузиасты Канзепарова, Михайлов, но, скорее всего, дело не только в них. Видимо, у местного народа такая любовь к своему селу, что по-другому ее и выразить нельзя - только в стихах. Недаром тольяттинский литератор Александр Степанов в предисловии к сборнику местных поэтов назвал село "Музой Тимофеевной". А глава сельской администрации Яков Тугузбаев, тертый хозяйственник, который впустую даже копейки не истратит, дал деньги на издание книжки. Хотя они нужны на отопление, на ремонт жилого фонда, на те же дороги...
- Поэзия- не менее важное дело,- сказал он мне. - Это замечательно, что жители села пишут стихи.
Говорят, что именно поэзия создает особую атмосферу в Тимофеевке. В других пригородных селах - пьянство, уголовщина на каждом шагу. А здесь, по словам участкового Александра Еремина, давно уже не было никаких серьезных правонарушений. Ни один из учеников школы не стоит на учете в милиции. Команда КВН под руководством Тимофея Михайлова постоянно занимает призовые места в Ставропольском районе. В сельской библиотеке около тысячи читателей - каждый второй.
- У нас особый творческий климат,- сказал мне Иван Волкогонов, двенадцатилетний стихотворец с синяком под левым глазом.
После этого мне стало понятно, почему даже директор школы не удержалась: недавно написала свое первое в жизни стихотворение, посвятив его внуку. А у Александра Брандта, геодезиста по профессии, стихотворений уже две сотни - больше, чем прочитал их за свои сорок шесть лет. Но сильнее всех размахнулась в творчестве семнадцатилетняя Оксана Яруллова. Говорят, она написала своего "Евгения Онегина", только никому еще не показывала...
Силу творческого климата этого села я на себе испытал по дороге в Самару. Вдруг так на меня нахлынуло, что пришлось остановить машину и написать о Тимофеевке следующее:
Пусть в селе ни речки с камышами,
Ни озер - ну если только с блюдце...
Стоит ветру свистнуть за ушами,
Так стихи мгновенно и прольются!
Интересно, что скажет об этих строчках Тимофей?