Многочисленные опросы показывают, что у большинства россиян деятельность работников милиции вызывает настороженность, а то и опасения.
Не улучшает криминальную обстановку и безостановочный арестантский конвейер. "У нас в год арестовывается свыше двух миллионов человек, - говорит председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Александр Гуров. - Тюрьма - не лучшее место для воспитания. В советские времена при населении в 280 млн. человек у нас в места лишения свободы направлялось около 800 граждан в год. А сегодня на 140 миллионов - больше миллиона! И за что идут в тюрьму? За мешок муки, за драку. Ломая судьбы людей, мы создаем почву для преступности. Государство должно наконец научиться относиться бережно к своим согражданам".
Одной из наиболее тревожных тенденций взаимоотношений граждан и правовых структур стала организация так называемых "заказных дел". Однако не стоит думать, что плохой коммерческий дядя, желая устранить конкурента, ходит по кабинетам милицейских начальников и шелестит наличными. На самом деле он пользуется пороками самой системы, превращая ее порой в орудие своего замысла. Для этого достаточно, к примеру, зафиксировать на бумаге выгодный слушок.
И вот, согласно Закону об оперативной деятельности, собирается папка. Скажем, оперативных разработок по подозрениям в совершении деяний, относящихся к так называемой "особой части УК" - особо опасных преступлений. Доказательств на этой стадии никто не требует. Допустим, ваш сосед написал, что вы намерены разрушить Российское государство. Его послание попадает в соответствующую папку.
Следователь идет с ней в прокуратуру - испрашивать санкцию. Если даже прокуратура захочет каких-либо доказательств, оперативные работники, ссылаясь на свой родной оперативный закон, ей откажут. И, несмотря на провозглашенную в России презумпцию невиновности, именно вы будете собирать доказательства, чтобы выйти на свободу.
В редакцию нередко обращаются россияне с просьбой защитить их от правоохранительного произвола. Свежий пример. Предпринимателя Игоря Вугина в начале прошлого года посадили в Лефортово по обвинению в совершении преступления пятилетней давности, которое ранее уже предъявлялось совсем другим фигурантам. Против него даже не завели по всей форме уголовного дела - просто посадили в одну камеру со шпионом Поупом. Повод - по милицейским "Х-файлам" вокруг него много разных слухов.
Следствие пристрастно допрашивало Игоря Робертовича по всем своим "данным". Вугин же никак не хотел признаваться в том, что служит "крестным отцом" Москвы и Московской области. И его продержали в самой престижной тюрьме страны до недавно прошедшего сентября. Более года - и без оформления уголовного дела.
Московский городской суд, коллегия по уголовным делам Верховного суда России и, наконец, президиум Верховного суда своими постановлениями требовали дело прекратить. Только после этого Генеральная прокуратура указала своим столичным коллегам прекратить бессмысленное сопротивление очевидному.
Мы привели пример с задержанным и освобожденным предпринимателем, за которого ходатайствовал председатель одного из основных комитетов Государственной Думы, родные и близкие собрали средства на оплату не просто хорошего адвоката, а бывшего "звездного следователя" Генпрокуратуры. Однако представьте себе положение человека, который ведет более скромную жизнь. Вполне возможно, пришлось бы отправиться по этапу, почти уже веря, что лично против вас ополчилось родное государство. Хотя ополчились просто нерадивые слуги его.
Или еще один пример. В Петербурге за соучастие в разбойном нападении на граждан Литвы арестованы заместитель начальника 6-го отдела Калининского районного управления внутренних дел (РУВД) Сергей Бауманис и двое оперативных сотрудников этого же отдела - Киселев и Деев. Они напали весной этого года на жителей прибалтийской республики Ионаса Андрейкявичуса и Дали Лукашевичене в составе группы, вооруженной автоматами.
По словам сотрудника ГУВД, грабители отобрали у прибалтов 10 тысяч долларов, 500 литов и 1002 шкурки меха норки. Общая сумма похищенного превысила 100 тысяч долларов.
Как сообщили "Труду" в городской прокуратуре, Бауманису, Киселеву и Дееву предъявлено обвинение по статьям 286, часть 3, пункты "а", "б", "в" (превышение должностных полномочий с применением насилия и оружия) и 162, часть 3, пункты "а", "б" (разбой, совершенный группой лиц с применением оружия) Уголовного кодекса РФ.
Нижняя палата парламента запланировала рассмотреть на одном из своих заседаний вопрос "О мерах по реформированию МВД РФ, повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью в России".
"Сегодня нужно формировать новую идеологию работников правоохранительной системы, новый облик работника милиции, - считает Александр Гуров. - Что можно сделать сейчас? В первую очередь пресечь нарушения законности со стороны сотрудников правоохранительных органов. Должен быть строжайший контроль без каких-либо альтернативных вариантов - неотвратимость наказания. Если сотрудник допустил правонарушение, он должен быть немедленно наказан. И немедленно изгнан, если допустил серьезное нарушение. Но чтобы с людей требовать, нужно платить им, заботиться о них. Сама власть должна с уважением относиться к своим правоохранительным органам".
В развитие высказанных идей в ноябре в Государственную Думу будет внесен проект Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", который должен стать основой совершенствования кадровой работы в системе МВД России. Особое внимание в нем уделено льготам, гарантиям и компенсациям, предусмотренным для сотрудников органов внутренних дел. Укреплены подразделения собственной безопасности, активизирована их работа по выявлению и пресечению правонарушений, в том числе коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание уделяется предотвращению проникновения членов преступных сообществ в систему, а также выявлению и пресечению действий сотрудников милиции в интересах криминальных и недобросовестных коммерческих структур.