Художника без тайны не бывает

Литературный обзор

А вот и осень на пороге. Та самая — золотая, пробуждающая в душе целую гамму чувств: печаль, связанную с предстоящим увяданием природы, умиротворение и смиренное осознание текучести жизни... Это особое время для натур творческих, тонко чувствующих — недаром осень так вдохновляла Пушкина, Бунина, Паустовского и других людей искусства. Давайте и мы под шелест листопада постараемся хотя бы на время отрешиться от суеты повседневности и обратимся к книжным новинкам, где речь идет о высоком — о культуре, живописи, красоте.

Наталья Кортунова «Знаки, символы и аллегории в искусстве»

В искусстве такое случается нередко: двое смотрят на одно произведение, но видят совсем разное. Один восхищается красотой, другой тут же возмущается, его взор оскорблен аляповатой подделкой. И попробуйте их рассудить. А бывает, толпы ценителей скользят взглядом по творению художника, но мало кто догадывается о том, что хотел сказать автор. Ну просто тайна за семью печатями!

Глядя из своего XXI века на гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия», мы видим красивый рисунок. А на самом деле это зашифрованное послание. Гравюра так густо насыщена символами, что аудитория XVI века могла читать ее, будто книгу. Ну а нам сегодняшним требуется переводчик самой высокой квалификации.

Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина Наталья Кортунова под этой обложкой раскрывает нам многие тайны, которые хранят шедевры живописи. Полотна Босха, например, полны такими скрытыми символами. Да и в более поздние времена живописцы активно использовали кодовые изображения. Читаешь и удивляешься: такое ощущение, что ни одна птичка, рыбка, цветок или животное не появлялись на старинных полотнах просто так — во всем есть потайной смысл. Разгадывать эти загадки — очень интересное занятие.

Александра Жукова «Шокирующая живопись»

Даже завсегдатаи музеев, знающие шедевры в лицо, зачастую не догадываются, какие страсти разворачивались вокруг этих картин. Практически все выдающие-ся полотна обладают собственной историей, зачастую скрытой под толщей времени. И вот, представьте, целых 35 таких тайн собрала под одной обложкой искусствовед Александра Жукова.

Остается удивляться, сколько скелетов в шкафу хранится у художников с мировыми именами, каким причудливым образом эти скелеты нашли отражение в знаменитых полотнах. А попутно узнаем, в кого был влюблен Рафаэль, а в кого Микеланджело. Как красавица натурщица сводила с ума не только художников, но и наших классиков — Гоголя с Тургеневым. И что Рубенс не только писал на полотнах пышнотелых дам, но и выполнял деликатные поручения правительства — говоря попросту, шпионил: И это лишь вершина айсберга, а захватывающих историй вокруг художников и их творений еще много.

Арсений Дежуров «Маятник культуры. От становления до упадка»

Кстати, про женщин с полотен Рубенса. В те времена, когда великий живописец жил и творил, этот тип дам считался эталоном женской красоты, А сегодня девушка с такими формами в отчаянии побрела бы к фитнес-тренеру и села на жесткую диету. Вот и культура — это не нечто неизменное, застывшее на века, а вечно живая, изменяющаяся материя.

Филолог и искусствовед Арсений Дежуров опубликовал курс интересных лекций, где вполне доходчиво даже для людей без специального образования объяснил механизмы функционирования культуры. А при чем здесь маятник? Этот несложный прибор как нельзя лучше объясняет закономерности в развитии культуры, когда человечество в поисках гармонии бросается из одной крайности в другую. Но будьте спокойны: равновесие обязательно найдется!