Столетие Республики Татарстан отметили музыкальным фестивалем у стен кремля
В столице Татарстана на площади перед Дворцом земледельцев прошел юбилейный 10-й оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень». Этот праздник Государственный симфонический оркестр республики и его художественный руководитель Александр Сладковский посвятили традиционному Дню Казани и отмечаемому в этом году 100-летию восстановления татарской государственности.
10 – неслучайная цифра в названии праздника. Именно в 2010 году на пост художественного руководителя и главного дирижера Госоркестра республики был приглашен один из самых ярких российских маэстро – Александр Сладковский. Талант и энергия этого человека, без преувеличения, придали новый импульс музыкальной жизни Татарстана. Здесь возник целый букет фестивалей, от фортепианного смотра «Белая сирень» до праздника современной музыки Concordia, стержнем концертной жизни стали циклы, посвященные главным симфонистам мира – Бетховену, Брукнеру, Малеру… А симфонические антологии Шостаковича и Чайковского в исполнении ГСО РТ были записаны авторитетнейшими лейблами – фирмой «Мелодия» и Sony Classical.
Среди придумок Сладковского – и фестиваль «Казанская осень». Почетная гостья нынешнего юбилейного оперного парада Любовь Казарновская вспомнила, как вместе с Александром Витальевичем и его оркестром открывала первый такой смотр. Еще шла стройка Дворца земледельцев, но классическая музыка привлекла на это совсем пока не обихоженное место, в котором лишь угадывалось его будущее великолепие, сотни слушателей.
Теперь, несмотря на прохладный вечер, на красивейшей площади Казани – у монументального фасада Дворца и на фоне возвышающихся неподалеку башен и храмов кремля – собрались тысячи слушателей. Кстати, начали именно с презентации бокс-сета «Чайковский 2020» с записью всех симфоний и инструментальных концертов великого русского композитора, выпущенного к его 180-летию. И уже в первом номере программы, «Итальянском каприччио» Петра Ильича ГСО вместе со Сладковским «завели» публику взрывным темпераментом, громадными крещендо, виртуозными соло и настоящим артистическим энтузиазмом.
На мировом уровне оказалась и вокальная часть программы. На приглашение Сладковского откликнулись две звезды международного класса – солист Большого театра баритон Игорь Головатенко и примадонна многих сцен планеты сопрано Альбина Шагимуратова. Благородный, ясный, светлый голос Игоря сверкал в ариях Елецкого из «Пиковой дамы», в блоке вердиевских мелодий, прежде всего арии Родриго из «Бала-маскарада». Шагимуратова тоже начала с Верди – огневого «Болеро» Елены из «Сицилийской вечерни», затем ее легкая колоратура окрасила своими серебристыми красками партию Джильды в дуэте из второго действия «Риголетто». Тем более пригодилась эта полетность голоса в опереточной части программы – вальсе Ядвиги («Робинзон Крузо» Оффенбаха), дуэте из «Веселой вдовы» Легара, на который, между прочим, Игорь забавным образом «опоздал» (думаю, это входило в режиссерский план вечера). Альбина дала отмашку маэстро – ничего, дескать, подоспеет – и в тот же миг, как по мановению руки, Игорь вырос перед ней, и, ни капли не смущаясь, подхватил в вальсе.
Если в популярной музыке Игорь так и ограничился западным репертуаром (еще прозвучали мелодии неаполитанца де Куртиса и испанца Торробы), то татарка Шагимуратова, понятно, не могла не спеть что-то эксклюзивное для своих соотечественников. И безошибочно выбрала обаятельный романс Рустема Яхина «Не улетай, соловей», закрепив затем успех чудесной арией Алтынчеч из одноименной оперы самого известного татарского композитора-классика Назиба Жиганова. Впрочем, тут же перекинув мост к русской классике и ответив на татарские фиоритуры русскими – в алябьевском «Соловье».
Все это, замечу, на фоне роскошных симфонических увертюр Верди и Зуппе, а под конец – живописно-красочных и обаятельно-мелодичных пьес Жиганова из его Сюиты на татарские темы 1950 года. Разумеется, не мог обойтись Сладковский без своей фирменной «примочки» – заводной до сумасшедшинки симфонической картины «Стан Тамерлана» Александра Чайковского.
Закончилось совсем сюрпризом: на сцену вышел популярный в Татарстане эстрадный певец Салават Фатхетдинов и под объединенный аккомпанемент оркестра и своего ансамбля исполнил песню Роберта Андреева «Мин яратам сине, Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан»), которую многие считают неофициальным гимном республики. Финал песни слился с громом и узорами фейерверка, которым Казань завершила свой праздник.
Одно замечание: прекрасную современную технику тех, кто организовывал интернет-трансляцию, можно было бы использовать еще лучше. Да, мы видели самые крупные и эффектные планы Сладковского и певцов на фоне кремля. Но не зря ведь Александр Витальевич во время аплодисментов отдельно приветствует музыкантов оркестра – виртуозных флейтистов, кларнетистов, трубачей и всех-всех, из чьего мастерства складывается это чудо, называемое оркестровым звуком.
Но стоило только дирижеру попросить оркестранта встать и поклониться – камера как на грех уходила куда-то в безвоздушное пространство. Коллеги-телевизионщики, вам, надеюсь, предстоит еще много трансляций этого замечательного коллектива – сделайте так, чтобы зрители не только слышали, но и видели всех его достойных участников.