Не стало Игоря Кваши

Актер, телеведущий, радиоведущий, режиссер, писатель скончался на 80-м году жизни

Август, всегда чреватый для нашей страны бедами и потерями, собирает печальную дань. Вчера на 80-м году жизни умер Игорь Кваша: актер, телеведущий, радиоведущий, режиссер, писатель. Гражданин, наконец, причем именно с большой буквы. Был резко недоволен тем расколом, с каким вошла страна в нынешний год. К нему прислушивались. Нельзя было не прислушаться.

В его судьбе отразились главные вехи истории нашей страны прошлого и нынешнего столетий. Родился в Москве. Когда ему было десять, под Сталинградом погиб его отец. В 55-м Игорь Владимирович окончил Школу-студию МХАТ, а два года спустя вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым основал легендарный театр «Современник». Выходил на его сцену несчетное количество раз и до последнего времени оставался ведущим актером и любимцем зрителей.

На его счету по полусотне ролей в театре и кино. Разные образы были. От Маркса и Сталина до комедийных персонажей в «Соломенной шляпке» и «Человеке с бульвара Капуцинов». Он умел виртуозно играть и то, что любил (рыцарственность Сирано де Бержерака), и то, что всей душой ненавидел (елейная демагогия бургомистра в «Убить дракона»). И в каждой роли — неповторимость интонации, мудрость замечательного мастера перевоплощения.

Для многих его имя прочно ассоциируется с телевидением. Кваша был ведущим, пожалуй, самой благородной и благодарной программы отечественного телевидения — «Жди меня». Он говорил, что оказался на ее съемочной площадке почти случайно. Но все зрители понимали — нет, это далеко не случайность. Так было угодно судьбе. Кваша через себя, через душу свою проносил боль людей, потерявших друг друга. Вместе с ними радовался встречам, вместе с ними переживал горечь потерь.

Его отличал неповторимый голос мудреца, много повидавшего на своем жизненном пути.

Одна из последних его работ — текст от автора в телесериале «Белая гвардия». К самому сериалу зрители и критики отнеслись неоднозначно. Но все признавали: голос Кваши, читающего строки Булгакова, — это голос, близкий духу романа, голос человека, глубоко преданного своей стране, мучающегося болью этой страны и верящего в ее будущее.