Манеж меняет ориентацию?

В музейно-выставочном объединении «Столица» сменилась власть

Похоже, слова «Манеж» и «скандал» в Москве неразлучны. Только недавно нам была обещана в ЦВЗ «Манеж» выставка к 50-летию разгрома, который там устроил Никита Хрущев в 1962-м на показе работ московских художников. Но теперь, со сменой власти в Центральном выставочном зале и всем музейно-выставочном объединении «Столица», вероятнее всего, мы этот проект не увидим. И уж точно не придем в декабре на «Арт-Манеж»: старейшую в Москве ярмарку искусства, 16-ю по счету, волевым решением нового начальства отменили. Как и новую ярмарку «Худграф», проходившую в МГВЗ «Новый Манеж».

Разразившийся скандал похлеще того, что случился на «Арт-Манеже» в 1998-м. Тогда радикал Авдей Тер-Оганьян порубил топором бумажные копии икон, за что стал эмигрантом (не желая быть сидельцем). С этим жестом выплеснулась агрессивность нашего актуального искусства, разделившего публику на два лагеря. Собственно, сегодня мы пожинаем плоды противостояния.

С одной стороны — выставлявшаяся по зиме «на Манеже» масса художников-традиционалистов, которых в определенных кругах огульно, с уничижительным оттенком ругают реалистами, хотя среди них сколько угодно сюрреалистов, экспрессионистов, даже нонконформистов. Здесь же и те 30 тысяч зрителей, что ежегодно приходили на «Арт-Манеж», который, пусть даже не будучи шедевральным, объективно давал широкую панораму того, что творится сегодня.

С другой стороны — обладающая правом диктовать правила игры, гордая собой элита от искусства: так называемые актуалы.

С красивым лозунгом о ребрендинге, прозвучавшем из уст нового арт-директора объединения «Столица» Марины Лошак. Заняв пост, Марина Девовна обещала крупные исторические и музейные проекты. Скажем, в комплексе «Рабочий и колхозница», в подиуме великой мухинской скульптуры, можно устроить музей русского авангарда. Не очень, правда, понятно, зачем, да и что там выставят, если основные памятники авангарда давно в коллекциях Третьяковки и Русского музея. Впрочем, г-жа Лошак много лет сотрудничает с коллекционерами, уж ей ли не знать, где еще отыскать Малевича или Татлина: Проекты ее бывали очень любопытны, хотя сравнишь ли масштабы камерного «Проуна» и колоссального Манежа, тем более всего объединения «Столица»?

Теперь куратор пяти последних «Арт-Манежей» и «Худграфа» Ирина Мелешкевич рассылает тревожные письма за подписью арт-академиков — Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко и иже с ними — в СМИ и департамент культуры правительства Москвы, умоляя не перекрывать кислород выпускникам Суриковки и Строгановки. То есть художникам, так сказать, традиционной ориентации. А ведь ярмарка начала было оживать, обретать более внятный облик. Ну и пусть за стендами спецпроектов, куда приглашали отличных художников и даже музеи, фоном шло прежнее «болото» — присутствие антиискусства в Манеже означало лишь одно: таков у нас зрительский вкус и потребительский спрос. А салонное творчество — да разве нет его в среде актуалов? На вопрос «Труда», куда теперь деваться «артманежному» контингенту, Марина Лошак сперва заявила «Не комментирую!», но затем выразила оптимизм: художникам-де предложено поискать новое пространство, и она уверена, что их не оставит под мостом, например, директор ЦДХ. Ведь это, мол, коммерческое предприятие: Зато очищенный от торгующих Манеж будет радовать мегапроектами вроде Биеннале современного искусства или фотофестов. Но неужели в годовом расписании суперкачественных акций не нашлось бы недели, чтобы не дать исчезнуть привычному для Москвы арт-бренду?

Особенно обидно, что вся эта свара происходит в дни празднования юбилея Отечественной войны 1812 года вокруг одного из главных памятников победе над Наполеоном: именно с такой целью и строился в Первопрестольной ампирный красавец Манеж.