Главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров предложил проверить работы Ленина на «экстремизм»
Главный научный сотрудник Института российской истории РАН академик РАЕН Владимир Лавров предложил проверить работы Владимира Ленина на «экстремизм». Если правоохранители увидят признаки экстремизма в трудах Ильича, то его книги могут оказаться под запретом. А их распространителям будет грозить реальный тюремный срок.
Андрей Кураев, протодиакон
— Я против того, чтобы цензурировать книги, ставшие достоянием истории. И неважно, Ленин это или Ницше, Коран или Евангелие. Вряд ли дейст-вительно дойдет до запретов. С другой стороны, я буду очень рад, если РАН даст экспертную оценку идеологии ленинизма. Стране нужна дегероизация образа Ленина. Пора подробнее и объективнее характеризовать эту фигуру в учебниках, научных программах. Наконец, не мешает постепенно очистить топонимику от имени Ленина: а то говорят о запрете книг, а многие главные улицы наших городов и селений украшены табличками «Ленин».
Никита Соколов, шеф-редактор журнала «Отечественные записки»
— Нелепая затея. Труды Ленина — уже исторический источник, зачем с ними бороться? В некотором смысле и Христос — экстремист, и апостолы нелестно отзывались о римской власти. Вполне попадают под сегодняшнее понимание экстремизма... Вообще идея приложения современного права к историческим документам порочна. Я немного знаю Лаврова и уверен, что его предложение — в значительной степени всплеск эпатажа. Никакие книги запрещать не надо, нужны лишь своевременные и ясные комментарии к ним.
Владимир Зорин, журналист
— К идее запретить тексты Ильича отношусь резко отрицательно, как и к любым проявлениям цензуры. Перед глазами иные печальные примеры: у Волка из «Ну, погоди!» отнимают традиционную папиросу, а из «Симпсонов» готовы вырезать эпизоды «Шоу Щекотки и Царапки». Судя по последним действиям власти, сценарий запрета ленинских работ вполне вероятен. Ничему не удивлюсь.
Константин Крылов, публицист
— Сейчас время лихое: могут табуировать все — от мультиков до политических статей. Запретить можно что угодно. Но, во-первых, это глупо, а во-вторых, топорные меры приведут лишь к популяризации запрещенного. Во многих цивилизованных странах идеи Ленина не запрещены. И, в частности, поэтому они там и непопулярны. У меня дома на полке — собрание сочинений Ленина. Прочитав его однажды, я сам осознал непривлекательность мыслей этого человека. Наше якобы антиэкстремистское законодательство срочно нуждается в реформах. Нынешние законы и практика их применения отбрасывают нашу страну к каким-то деспотиям XVIII века.
Николай Сванидзе, телеведущий, историк
— Несомненно, тексты Ленина во многом экстремистские. Он возглавил государственный переворот и, по сути, экстремистскую партию. Но если идти до конца, не надо запрещать исключительно труды Ленина. Существуют книги Сталина и других большевистских вождей. Однако я все же против запретов и сомневаюсь в их реализации. Ленин и Сталин — уже исторические фигуры. Если начать клеймить их работы «экстремизмом», то дойдем до запретов многих других исторических материалов. А это никуда не годится.