Русский «Фауст» поборется с американцами

Сегодня открывается старейший из мировых кинофестивалей

На итальянском острове Лидо стартует 68-й Венецианский кинофестиваль — один из самых престижных мировых смотров. «Труд» рассказывает об отечественных картинах, которые поборются за венецианских «Львов».

На десять дней венецианский город Лидо превратится в кинематографическую резиденцию, стихнут разговоры о современном искусстве (хотя проходящая здесь же биеннале продлится аж до ноября), а все гости и жители города отправятся смотреть кино. В этом году программный директор фестиваля Марко Мюллер, для которого грядущий венецианский смотр может стать последним, собрал по-настоящему интересные и противоречивые фильмы.

Сокуров променял Канны на Венецию

Все семь лет, что Мюллер правил бал в Венеции, российские фильмы и режиссеры практически всегда были и в конкурсных, и в параллельных программах. С призами отсюда в разные годы уезжали Алексей Федорченко (в прошлом году — за эротическую драму «Овсянки», еще раньше — за веселый мокьюментари «Первые на Луне»), Никита Михалков (за обруганный российской критикой «12»), Алексей Герман-младший (за «Бумажного солдата»).

Не обошлось без русских и сейчас, причем выбор программного директора в этот раз может показаться довольно странным. И дело здесь, конечно, не в многострадальном «Фаусте» — картине, которую режиссер Александр Сокуров никак не мог закончить из-за нехватки финансирования. Сокуров — любимчик Жиля Жакоба, исполнительного директора другого крупного фестиваля — Каннского, который включает режиссера в круг «великих авторов» и без стеснения называет своим фаворитом. Статистика подтверждает: фильмы Сокурова участвовали в конкурсе Канн пять раз и два из них уезжали с наградами — за сценарий («Молох», 1999) и за лучший фильм по мнению прессы («Отец и сын», 2003). А на Венецианский фестиваль картина Сокурова поедет впервые, и это можно считать недоразумением, которое у нас в России всегда бывает связано с деньгами, а точнее, с их отсутствием. К маю и к началу Каннского фестиваля «Фауста» просто не успели завершить.

Гораздо больше вопросов вызывает другой российский фильм, который покажут в Венеции вне конкурса. Наверное, для многих имя Виктора Косаковского не говорит вообще ничего, но за рубежом этого режиссера-документалиста знают намного лучше, чем на его родине. Его последняя работа «Да здравст-вуют антиподы!» будет вторым фильмом открытия, притом что первым будет новое творение Джорджа Клуни в качестве режиссера — картина «Мартовские иды». Можно, конечно, сказать, что фильм Косаковского на открытии фестиваля такого уровня — это прорыв российского документального кино. На деле это не совсем так — прорыв случился давно, и у режиссера уже масса наград с различных международных фестивалей, его фильмы идут в широком зарубежном прокате (в России не вышел ни один), права на них покупают лучшие зарубежные телеканалы. И в этом контексте удивительно не то, что фильм показывают на открытии в Венеции, а отсутствие какого-либо интереса к российскому документальному кино у самих россиян.

Что же касается самого фильма «Да здравствуют антиподы!», то его содержание полностью соответствует названию. Картина снималась в разных концах света: в Новой Зеландии и Испании, на мысе Горн и в Иркутской области, в Ботсване и на Гавайях, в Аргентине и Шанхае. Сам режиссер утверждает, что идея эта максимально примитивна и основана на простой дет-ской загадке «Кто под нами вверх ногами?»

В последний момент российский фильм попал и в конкурс «Горизонты». На сей раз это не дебют, а короткометражка режиссера, уже успевшего получить в Венеции свою долю призов, — Александра Германа-младшего. В его картине «Из Токио» снялись Полина Кутепова, Чулпан Хаматова и Олег Долин, а рассказывает фильм о группе бывших спасателей, которые отправляются в Японию после землетрясения.

Выборы Джорджа Клуни, «Зараза» Содерберга и «Резня» Полански

Несомненными фаворитами фестиваля и Марко Мюллера все же являются американцы. На протяжении семи лет, в которые Венецианский смотр возглавляет Мюллер, трех из семи «Золотых львов» увезли в США — за фильм «Горбатая гора» (2005), «Рестлер» (2003) и «Где-то» (2010). В этом году конкурсная программа также пестрит американскими именами. Фильмом открытия, уже упомянутым выше, станет картина Джорджа Клуни «Мартовские иды». Актер, некогда переквалифицировавшийся в режиссера, сыграл в своем творении небольшую роль. Главную отдали Райану Гослингу — актеру, фильмография которого в 90-е состояла сплошь из сериалов. В фильме Клуни он играет молодого политика, решившего баллотироваться в президенты, но разочаровавшегося в политике буквально после первых серьезных дебатов.

Еще один американский фильм — «Темная лошадка» Тодда Солондза, чья «Жизнь в военное время» с Шарлоттой Рэмплинг была показана в Венеции два года назад.

Вне конкурса будет показана новая (и, как обещал в одном из интервью режиссер, последняя) работа Стивена Содерберга «Зараза» — научно-фантастический триллер про людей, сражающихся со смертельной эпидемией. Содерберг собрал по-настоящему звездный актерский состав: Энтони Мингелла, Мэтт Дэймон. Гвинет Пэлтроу и Джуд Лоу.

Свой американский фильм представит в Венеции Абель Феррара, который решил поддержать всеобщее увлечение кинематографистов концом света. Его картина «4:44. Последний на Земле» — о влюбленной парочке, которая живет себе припеваючи, пока не узнает, что мир полетит к чертям в 4:44 утра.

В параллельной программе «Горизонты» будет показана режиссерская работа молодого и перспективного актера Джеймса Франко — «Сэл».

На этом заканчиваются американские фильмы — но не имена. В конкурсе долгожданная работа Дэвида Кроненберга «Опасный метод» — про психоанализ и отношения (не гомосексуальные) Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Немолодого Фрейда играет Вигго Мортенсен, Юнга — Майкл Фассбендер. Оба актера — звезды американских блокбастеров, гораздо привычнее видеть их в странных костюмах и с навороченным оружием в руках, чем в роли философов и психоаналитиков. Засветилась в фильме и Кира Найтли — в роли психопатки, истерички и юной ученицы Юнга Сабины Шпильрейн, родившейся, между прочим, в Ростове-на-Дону.

Хороший американский актерский состав и в картине Романа Полански «Резня». В ней всего четыре персонажа в исполнении Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристофа Вальца и Джона Рейли. Весь фильм они сидят за обеденным столом и говорят о наболевшем, а концу начинается примерно то, что обозначено в названии картины.

Пробрались американцы и в жюри: главой станет Даррен Аронофски — лауреат Венецианского смотра и неоднократный его участник, компанию ему составит бывший лидер группы Talking Heads Дэвид Бирн и неизвестный в России американский режиссер Тодд Хейнс.

Именно им придется определять победителей, которые получат своих «Золотых» и «Серебряных львов» на закрытии Венецианского кинофестиваля 10 сентября.

Резюме «Труда»

Четыре женщины-режиссера становились призерами

Три российских фильма получали награды в Венеции

1962 - Андрей Тарковский, «Иваново детство»

Главная награда фестиваля во многом определила судьбу Тарковского: через несколько лет он уехал жить в Италию.

1991 - Никита Михалков, «Урга: Территория любви»

Монгольский фильм Михалкова, где практически все роли сыграли непрофессиональные актеры.

2003 - Андрей Звягинцев, «Возвращение»

Семейная драма одного из лучших режиссеров современной России о почти библейских отношениях между отцом и сыновьями.

История

Охота на львов

Венецианский кинофестиваль — самый старый из ныне существующих. Он появился в 1932 году как специальная секция Биеннале современного искусства и длился аж полтора месяца — с 6 июля по 21 августа. Тогда никакого конкурса не было — забавные, трогательные и оригинальные фильмы выбирали зрители. Первый смотр был проникнут невиданным для тогдашней Италии духом демократии. Она, правда, быстро закончилась. Уже в 1934 году появились конкурс и награды: два «Кубка Муссолини», один — за лучший итальянский фильм, второй — за лучший зарубежный. Постепенно из программы смотра были вытеснены фильмы демократических стран: фестиваль окончательно выродился в пропагандистское шоу.

Его возрождение началось после войны, а в 1949-м ввели и новый приз, присуждаемый до сих пор, — «Золотого льва святого Марка». В Венеции для европейского зрителя были открыты имена Акиры Куросавы и Сатьяджита Рея. Были и скандалы, когда настоящие шедевры оставались без призов, а с «Золотыми львами» уезжали никому не известные режиссеры. Фаворитом смотра всегда оставалась Франция: не было и года, когда в конкурсной программе не участвовало бы французских картин. С приходом на пост директора Марко Мюллера ситуация изменилась: теперь предпочтение отдают американцам.

Венецианские любимчики

Всего трем режиссерам удалось получить по две главные награды в Венеции

Андре Кайат - 2 награды

«Переход через Рейн» (1960), «Правосудие свершилось» (1950)

Номинации: «Око за око» (1957)

Луи Маль - 2 награды

«До свидания, дети» (1957), «Атлантик-Сити» (1980)

Номинации: «Затухающий огонек» (1963), «Любовники» (1958)

Чжан Имоу - 2 награды

«Ни одного терять нельзя» (1999), «Цюцзю идет в суд» (1992)

Номинации: «Сохраняй рассудок» (1997), «Подними красный фонарь» (1991)

Фавориты Венецианского смотра

«Мартовские иды» - Джордж Клуни

Пятая режиссерская работа актера Клуни основана на реальных событиях 2004 года и рассказывает об избирательной кампании Говарда Дина.

«Фауст» - Александр Сокуров

Многострадальная драма, основанная на бессмертном произведении Гете, о человеке, который отказался и от Бога, и от черта.

«Грозовой перевал» - Андреа Арнольд

Арнольд — британский режиссер и признанный мастер социального кинематографа — на этот раз взялась за экранизацию классики.

«Альпы» - Йоргос Лантимос

Новый фильм грека Лантимоса («Клык», 2009) об одинокой ночной сиделке в госпитале все киноманы ждали еще на прошлом Каннском фестивале.

«Опасный метод» - Дэвид Кроненберг

Драма американского режиссера с Кирой Найтли, Майклом Фассбендером и Вигго Мортенсеном про отношения Фрейда и Юнга.

«Резня» - Роман Полански

Камерная картина гонимого режиссера, где герои Джоди Фостер, Кейт Уинслет и Кристофа Вальца устраивают словесные бои.

«Стыд» - Стив Маккуин

Британского режиссера уже награждали в Венеции за картину «Голод». Его новая работа — про эротомана, не способного контролировать свое влечение.