Кусок обоев заменил мечеть

Корреспондент «Труда» выяснил, как надо и как не надо отмечать Ураза-байрам

Вчера москвичи расчищали локтями дорогу на работу в многотысячных толпах молящихся мусульман. Как выяснил «Труд», заторов можно избежать, но верующие не желают совершать намаз в специально организованных молельнях.

В восемь часов утра у Московской соборной мечети, что на проспекте Мира, собрались около 50 тысяч мусульман. Повод был торжественный — праздник Ураза-байрам, знаменующий конец месяца Рамадан и завершение поста. В этот день принято совершать добрые дела и пожертвования, быть приветливыми.

Но москвичи, живущие близ четырех городских мечетей, приветливости не заметили. На проспекте Мира молодая девушка уже почти в истерике умоляла пропустить ее через кордон. «Я уже на 30 минут опоздала, меня уволят», — кричала она в лицо стражу порядка.

Я же поразилась, увидев площадь перед мечетью. На пешеходной дороге, на бортиках подземного перехода, клумбах, возле палаток с хот-догами расположились тысячи исповедующих ислам. Казалось, что они обращаются не к Богу, а к перепуганной продавщице киоска. Верующие также скопились в ближайших переулках и на улицах, на трамвайных путях. В саму мечеть перестали пускать задолго до начала церемонии.

«Она переполнена, к ней не подойти. Лучше уходите отсюда, в прошлом году меня тут чуть не затоптали», — посоветовал мне полицейский.

Вечно спешащие москвичи были вынуждены протискиваться сквозь кордон и буквально перешагивать через мусульман. «Я все понимаю — религия, праздник, но нельзя же вот так садиться на колени где попало», — поделился мнением Сергей, сотрудник турфирмы, расположенной по соседству.

Некоторые прохожие выказывали явное недовольство всем происходящим, другие спокойно наблюдали. «А что поделать, ведь это религиозный праздник, а мусульмане тоже россияне. В общем-то ничего страшного, можно и опоздать на работу несколько раз в год», — говорит коренной москвич Андрей Гусев.

В толпе сновали мальчики-цыгане, продавая всем и каждому куски обоев и бумаги по 10 рублей. Они называли свой товар джай-намаз, обычно это циновка, на которой совершается молитва.

Поразительно, но верующие предпочли праздновать Ураза-байрам в толчее, грязи, прямо на асфальте и без проповеди. Тогда как не так далеко по московским меркам — в выставочном павильоне парка «Сокольники» — прошли торжественная проповедь и намаз. Такое необычное место было выбрано вынужденно. В Москве не хватает мечетей. Исламское духовенство, опасаясь недовольства москвичей уличными молитвами, попыталось решить проблему. Ведь мусульманам необязательно совершать намаз именно в мечети. Как пояснил муфтий Москвы и Центрального региона Альбир хазрат Крганов, пророк Мухаммед говорил: вся земля определена под мечеть.

Церемония в Сокольниках началась в семь утра. Редкие гости парка даже не заметили мусульманского торжества. На мои вопросы, где здесь массовый намаз, они только удивлялись и качали головами. Там не было толчеи, хотя собралось около полутора тысяч молящихся. Пожертвования собирали не цыгане, а будущие муфтии — на строительство мечети.

Это была первая попытка решить проблему нехватки мечетей альтернативным способом. Обычно уличными молитвами оправдывают строительство новых восьми мечетей в столице, но эти проекты горожане встречают протестами. Тем более нет гарантий, что мусульмане предпочтут новые мечети своей главной московской святыне.

«Мы приехали сюда (на проспект Мира. — „Труд“), потому что здесь святое место — главная мечеть. Лучше молиться хотя бы около нее, это традиция», — объясняет мне молодая мусульманка Холидэ, расположившаяся на куске обоев прямо у выхода из метро. Получается, что проблема не в нехватке мечетей, а в нежелании большинства московских мусульман и гостей столицы отправлять свои духовные потребности в более подходящих местах.

Как избежать столкновения интересов москвичей и мусульман

Муфтии призвали гастарбайтеров-мусульман ассимилироваться

Исламское духовенство осознало остроту межэтнических отношений в Москве. Теперь муфтии напоминают, что ассимиляция — в традиции мусульманства.

Гости столицы — зачастую мусульмане, приехавшие на заработки. Но они не всегда готовы осваиваться в новой культуре и традициях. Это приводит к возмущению москвичей и предложениям вроде введения «кодекса москвича» — обязательных правил поведения для гостей города.

«Труд» побывал на проповеди муфтия Москвы и Центрального региона Альбир хазрат Крганова. Он рассказал старинную притчу, напомнившую о том, что в каждом селении свои обычаи. «Старик отец провожал сына на заработки и напутствовал его: в городе, в который ты идешь, жители будут слепы на один глаз, ты тоже должен стать похожим на них», — повествует Альбир хазрат Крганов.

Муфтий также рассказал, что ислам развивался отчасти благодаря тому, что мусульмане перенимали традиции народов, с которыми сосуществовали. Так у мусульман появились дорожное движение, посуда и канализация.

«Мусульмане обязаны научиться жить в обществе, не причиняя ему дискомфорта», — призвал столичных мусульман Альбир хазрат Крганов.