ЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА

На встрече с журналистами настоятель храма, викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ

На встрече с журналистами настоятель храма, викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий продемонстрировал тончайшее полотно, расписанное в технике "сухая кисть", благодаря чему изображение видно лишь на просвет. "Так делали, когда на горнее место устраивали икону, и она либо подсвечивалась естественным светом с востока, либо солнцем, либо свечами", - пояснил настоятель. Произведение под названием "Отечество" передает традиционный сюжет: в верхней части - Святой Дух, под ним - Бог-Отец, сидящий на облаках, еще ниже - распятый на кресте Иисус Христос, чье тело поддерживают серафимы, оплакивающие его и укрывающие своими крылами.
Теперь за дело возьмется художник-реставратор Вячеслав Панкратов, которому предстоит залатать прорехи в полотне. "Холст - это не стена и не доска, он как бы дышит, - пояснил свою задачу мастер. - За мою 34-летнюю практику с техникой "просмотр на свет" сталкиваюсь лишь во второй раз. Ткань настолько тонка, что прорывы не зашьешь заплатами, не заклеишь и новым холстом. Придется под микроскопом склеивать отдельные волокна встык, ниточка к ниточке". По словам настоятеля, после реставрации, которая продлится около полугода, холст будет выставлен под стеклом в главном четверике храма, чтобы верующие в любое время могли помолиться перед ним.
Что же касается фресок, обнаруженных случайно под более поздними наслоениями живописи и синей краски (предположительно 1954 года, когда проводилась последняя реставрация), то епископ посетовал, что они находятся в плачевном состоянии, и если не прибегнуть к срочной реставрации, то вскоре могут быть значительные утраты. Среди сюжетов - изображение пророка Эммануила в Силах, выполненное в сложной технике масляной живописи (между двумя стеклышками распекается либо эмаль, либо сусальное золото или серебро). Образцов этому, по мнению специалистов, почти уже не сохранилось ни в России, ни за рубежом.
"Нет сомнения, что это рука Васнецова, - заявил специалист по монументальной живописи Владимир Потапчук. - Это его творческая манера, его мифологический орнамент, схожий с тем, что сохранился в церкви в Абрамцеве, как известно, расписанной знаменитым художником. Та же фигура Эммануила есть на сводах Владимирского собора в Киеве, а ее эскиз хранится в Третьяковке".
Вскоре мастера перейдут к реставрации четверика (основного храмового пространства перед алтарем) и трапезной, где их, возможно, ожидают новые находки.