ОПЯТЬ ВСЕОБУЧ

ПТИЦАМ ДЕНЬГИ НЕ НУЖНЫ
- Александр Михайлович, так радоваться или грустить, что

ПТИЦАМ ДЕНЬГИ НЕ НУЖНЫ
- Александр Михайлович, так радоваться или грустить, что возвращается всеобуч? Во всяком случае, дети станут образованнее, если все будут учиться 11 лет...
- Никто не против идеи обязательного среднего образования. Но вот сам новый закон вызвал волну критики. Он не просто сырой - это форменная халтура. Ну что за корявое название - "установление обязательности общего среднего образования"? Кто и как установит эту "обязательность" - в законе ни слова!
А вспомните, как он принимался - наспех, без серьезного обсуждения. За неделю до летних каникул депутаты разом в двух чтениях проголосовали "за", а Совет Федерации вообще подмахнул его в авральный последний день работы. В итоге получили закон, где нет ответа ни на один важный вопрос. Похоже, в нашем парламенте споры возникают лишь тогда, когда делят деньги.
- Ну деньги на всеобуч тоже нужны - ясно же, что потребуются дополнительные классы, учителя.
- А правительство полагает, что для этого денег не надо. Потому что количество учеников сокращается. В экономическом обосновании к закону прямо так и сказано: "Общая численность выпускников девятых классов в результате демографических процессов в последние годы снижается на несколько сотен тысяч человек в год, что многократно превышает количество граждан, которые ежегодно не получают полного общего образования (около 50 тысяч человек)".
Попутно замечу: Общественная палата оценила закон в 30 - 40 миллиардов рублей. Это минимум, который потребуется для перехода на всеобуч.
САМОУЧИТЕЛЬ ДЛЯ ЗЭКА
- Ну ладно, а как теперь дети будут учиться? В Татарстане, например, чиновники от образования запретили техникумам и ПТУ принимать выпускников девятого класса - пусть, мол, садятся за школьные парты. Но тогда, спрашивается, кто же будет учиться в техникуме, колледже?
- Остается только гадать. В этом законе не прописана возможность получения среднего образования в техникумах и ПТУ, как было в советское время, и я не исключаю, что на местах начнут загонять всех поголовно в школу. Кому хочется портить статистику и подвергаться порке? А после 11-го класса ребята отправятся не в ПТУ, а в армию или в институт. Это при нынешнем дефиците квалифицированных рабочих!
- А что делать, если парень не желает дальше учиться или не может? Допустим, родители бедны, и ему надо начинать работать?
- На этот счет в законе есть обтекаемая строка: он обязан продолжить обучение "в иных формах"... Каких? Я знаю только две: вечернюю школу и экстернат. Сколько в стране осталось вечерних школ, смогут ли они охватить всех желающих - неизвестно. А что такое экстернат? Сюда идут либо целеустремленные ребята, которым по силам самостоятельно освоить программу, либо бездельники - не секрет, что за деньги тут можно получить удовлетворительные оценки. Но это уже профанация образования.
- А если старшеклассник наотрез откажется учиться, как его заставить?
- Да никак! Что ему, несовершеннолетнему, может грозить? Родителей отдадут под суд? Уволят директора школы? Или участковый будет ходить по домам? Нет реального механизма, с помощью которого можно было бы выполнить закон об "установлении обязательности" всеобуча.
В документе нет ни слова о том, как посадить за парты миллионную армию беспризорников. Зато он требует создавать условия для самообразования (по самоучителям?) несовершеннолетних правонарушителей в СИЗО, а также обеспечить возможность получения среднего образования для зэков в возрасте до 30 лет. В отличие от беспризорников, их не надо ловить по улицам, а нужный процент охвата дадут. Получается, хочешь учиться - иди на зону.
СКОЛЬКО ТЫЧИНОК В ПЕСТИКЕ?
- Но вы согласны, что образовательный уровень упал, и с этим надо что-то делать?
- Безусловно. Даже та статистика, которой пользовались разработчики закона, свидетельствует о негативных тенденциях. В пояснительной записке говорится: если в 1989 году на тысячу россиян в возрасте 20 - 24 лет приходилось 6 человек, имеющих начальное образование, и 54 с неполным средним, то в 2002 году (более поздних данных нет) эти показатели выросли вдвое: 13 и 92 человека соответственно. Это миллионы недоучек. То есть фактически ситуация как после войны: люди вернулись к мирной жизни и надо многому заново учиться. Но сегодня государство не предпринимает таких беспрецедентных послевоенных мер.
Этот закон - декларация о намерениях. Нет главного - представления, какой должна быть новая школа. Чему, как и кто будет учить - осталось за рамками. А сколько лет, не так уж и важно.
- Но одиннадцатилетка хотя бы облегчит жизнь ученикам, которые сегодня перегружены.
- Пока о пересмотре учебных программ идут только разговоры. Сколько лет звучит пресловутый вопрос: зачем вообще знать, сколько тычинок в пестике? И без некоторых предметов можно обойтись. Вот есть ОБЖ - "Основы безопасности жизнедеятельности". Но, по совести, разве на уроке физики нельзя объяснить, что не следует совать палец в розетку? И правила дорожного движения можно пройти на классном часе.
Но это детали. Теперь по существу: пока из огромного комплекса проблем Минобрнауки выхватывает формальные вещи, о выполнении которых можно отрапортовать. Пример - ЕГЭ. Его единственный плюс в том, что он показал низкий уровень знаний: 25 процентов двоек по математике, 12 - 15 процентов - по русскому языку. Но никто же не занялся переподготовкой учителей. Да и кого? Кадры стареют, молодые специалисты, особенно мужчины, не идут в школы - зарплаты маленькие.
И все нововведения Минобрнауки таковы. По-моему, сюда пришло поколение непросвещенных менеджеров. Ни концепции новой школы, ни образовательных стандартов они предложить не могут. И новый закон - о чисто формальном восстановлении всеобуча.
- Получается, мы куда-то переходим, оставаясь на месте?
- Именно так.
ЧТО УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ЖДУТ ОТ НОВОГО ЗАКОНА?
Катя БЕЛЬЕВА, ученица 10 "В" класса лицея им. Дягилева (Екатеринбург):
- Если бы в нашем городе был хороший колледж, я бы не пошла в десятый класс. Но папа хотел, чтобы я училась дальше. Хочу стать дизайнером или художником. Мне не интересны и не нужны алгебра, геометрия или биология. Я хочу изучать рисунок, архитектуру, живопись. Из нашего класса 7 учеников уходили после 9-го, но только 5 поступили...
Наталья ПУТИЛОВА, учитель химии (пос. Рефтинский):
- Кстати, закон о всеобуче не соответствует Конституции: там написано про "обязательное девятилетнее образование", а вовсе не про одиннадцатилетку. Это новшество породит немало проблем. У нас, например, девятый класс заканчивают 50 человек, из них только половина продолжает учиться дальше - мы собираем их в один класс. Теперь придется где-то размещать дополнительных учеников. Ведь по санитарным нормам больше 25 учеников в одном классе не может быть.
Марина САННИКОВА, директор 45-й гимназии (Екатеринбург):
- Одиннадцать классов нужны не всем. После девятого обычно остаются в школе те, кто ориентирован на поступление в вуз. Их права будут ущемлены, когда их посадят в один класс с лоботрясами. Зачем их тянуть? Кому-то надо работать - много бедных семей. Если бы государство больше средств вкладывало в систему ПТУ, чтобы наряду с профессией выпускники получали аттестаты об образовании, это был бы полезнее.
Кроме того, с введением ЕГЭ мы уже не можем натянуть ученику "тройку". Так что, наверное, кто-то останется и без профессии, и без аттестата.
Михаил МИКУШИН, военный комиссар, подполковник (Камышлов):
- Нововведение никак не скажется на количестве призывников. Выпускники девятых классов для армии еще слишком молоды, их и раньше не брали. А вот качественные изменения возможны: в армию придет более подготовленный контингент. Тем более что старшеклассникам преподают курс ОБЖ, который включает раздел начальной военной подготовки. А с переходом на контрактную службу подготовленность кадров имеет большое значение.
Ирина ЗАХАРОВА, завуч экономического колледжа (Первоуральск):
- Честно говоря, мы так и не поняли, разрешат нам или нет брать учеников после девятого класса. Ждем инструкций. Но если не разрешат, у нас намного сократится набор. Он и так из-за демографии в последние годы сократился наполовину, а теперь будет почти катастрофа....Но надеемся на лучшее.
КСТАТИ
Обязательным и бесплатным среднее образование является во Франции (от начальной школы до колледжа), Великобритании (с 5 до 16 лет), Испании (от 6 до 16 лет), Германии (до 18 лет), Канаде, Чехии и Финляндии (тут бесплатно и высшее образование).