Не имею права назвать ни имени, ни звания своего "гида". Просто еще раз понимаешь, что место здесь более чем особое. Могу отметить, что обмундирование у гвардейцев самого главного гарнизона страны уникальное. На рукавах кителя нашивки: "Федеральная служба охраны Российской Федерации". Цвет формы - морской волны, голубая рубашка, синий галстук. Смотрится (особенно на фоне древних кирпичных лабиринтов) очень эффектно, парадно.
...Один поворот, второй, третий. Внутренняя "начинка" башни достаточно скромная, даже суровая, как и положено для средневековой крепости. Никаких изысков: бойницы, узкие проемы. В целом впечатление, что поднимаешься на высоченную колокольню. Отличие в том, что выходных, "уличных" дверей много и все они аккуратно пронумерованы черной краской. Кругом кабели, тросы, трубы, которые имеют отношение, надо полагать, исключительно к новейшей истории Кремля. Зачем все это, лучше не спрашивать. Все равно не ответят. Надо полагать, что гарнизон Кремля готов к любой осаде и передрягам. По крайней мере, уже почти 200 лет со дня нашествия наполеоновских войск нога неприятеля не ступала через Спасские ворота. И разве можно сомневаться, что будет по-другому!
Чем выше, тем сильнее гул технологического оборудования. А самой Москвы как бы и нет. Кажется, она затаилась, замерла за толстенными кирпичными стенами и сводами башни. Правда, когда на Васильевском спуске гремят концерты, стены уже не защищают. Часовые прямо во время службы могут послушать музыкантов. Гремит, как поделился офицер, будь здоров!
...И еще все время холодный, колючий, несмотря на лето, ветер брызгает порывами в лицо. Жалею, что не захватил свитер.
- Осторожно, выступ, солдатики тут частенько падают, - предупреждает сопровождающий.
Еще несколько самых трудных шагов - и через металлическую дверь мы выходим на площадку. Ощущения потрясающие. И не потому, что перед тобой центр, сердце Москвы, России. Главное, наверное, в том, что прямо сейчас, в эти мгновения рушатся, исчезают привычные, устоявшиеся еще с детских лет измерения. Мавзолей, ГУМ, Исторический музей - они как на картинке, под тобой, будто взлетел над городом. Да что там над городом - над всей планетой. Горизонт отодвинулся, отпрыгнул куда-то ближе к столичным окраинам. К этому непросто привыкнуть, особенно когда понимаешь: отныне ты будешь видеть столицу именно так, а не иначе...
- Вот отсюда, посмотрите, какой вид открывается: собор Василия Блаженного, а дальше - "Россия", - советует офицер.
- Редкий кадр, гостиница доживает последние часы.
...Мы идем по кругу, от проема к проему, и хочется запомнить, сохранить в памяти каждую деталь. Мавзолей отсюда крошечный, помельчал ГУМ, спрессовались ближайшие к Красной площади улочки. И люди такие же маленькие, как если смотришь на них при посадке самолета. Ходить приходится осторожно: пол покатый, скользкий. Стоять на ветру непросто. К тому же каменный барьер по краям площадки, покрытый под цвет навершия башни зеленым железом, в некоторых местах совсем невысокий, просто символический. Сантиметров 40-50, не больше. Зимой, поделился офицер кремлевской комендатуры, на площадку просто опасно выходить. Очень скользко.
Совсем неожиданно раздался бой курантов, которые отметили очередные полчаса. Но ничего пугающе резкого, оглушительного. Хотя огромный, размером с тоннель метро циферблат прямо над головой. Звук как бы ушел на Красную площадь, в город. И отсюда хорошо видно, что немного ниже центра циферблата расположен люк. Скорее всего, для часовых мастеров.
- Часто на Спасскую башню поднимаются журналисты?
- Крайне редко. Снимают телевизионщики парады, это бывает. А вот чтобы из газеты, пишущие... Не припомню такого вообще.
Чаще поднимаются настройщики курантов, реставраторы. Заменяют время от времени изношенную кладку башни. Несколько лет назад ремонтировали и ее крышу.
Сверху хорошо видно, что отвалились несколько кусков черепицы с изящной кровли соседней со Спасской, самой маленькой в Кремле Царской смотровой башенки. И она нуждается в ремонте. Кстати, много в стенах Спасской башни на уровне смотровой площадки кирпичей середины прошлого века. Их легко определить по выдавленным заводским штампам - "ЦКЗ-1948" или "ЦКЗ-1947". Причем размер этих кирпичей современный, стандартный. Видимо, после войны Спасская башня нуждалась в масштабной реконструкции. А вот на этих кирпичах выцарапаны чем-то острым какие-то неровные буквы. Скорее всего, их "написал" для памяти мастер при обжиге.
За порядком, чистотой на башне следят работники кремлевской коммунальной службы. Больше всего у них работы зимой. "Высокопоставленные дворники" расчищают площадки от снега и наледи.
- При этом, - рассказывает сопровождающий, - они пользуются только деревянными лопатами, ни в коем случае не железными, чтобы не повредить башню. Лом, скребки вообще исключаются.
...Первый раз в жизни смотрю сверху на Кремлевскую стену. Здесь, между Спасской и Никольской башнями, она не самая широкая - 3,5 метра. Никакие две кареты, как когда-то слышал, не разъедутся. Просто места не хватит. К тому же по стене, чего совсем не предполагал, проложены связки металлических труб. В них, как мне объяснили, упрятаны электрокабели, питающие сотни мощных прожекторов. По ночам они освещают Кремль. Ожидал увидеть вышагивающих по стене часовых, но никого нет.
Звезды, как известно еще со школьных учебников, установлены на пяти башнях - Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной. Они вращаются по ветру. Принято считать, стекла в них рубиновые. Но на самом деле, объясняет офицер, это сплав. Первый слой молочное стекло, второй - прозрачное, а сверху - рубиновое напыление.
Звезды в Кремле по вечерам не зажигают. Они горят круглосуточно и круглогодично. Лампочки стоят сверхнадежные.
- Только два раза я видел, - рассказывает сопровождающий, - как кремлевские электрики меняли перегоревшие лампочки. Это было на Троицкой и Боровицкой башнях.
- Москва со Спасской башни смотрится совсем по-другому. Более торжественно, что ли, - поделился я вслух своими мыслями.
- Отсюда все смотрится иначе, - поправил меня офицер.