"ГДЕ МОЕ МЯСО?"

Товарного дефицита, конечно, нет, но тот продуктовый набор, к которому привык средний поляк, все больше опустошает его кошелек, и все шире ассортимент съестного, которое ему не по карману. Расходы на питание семьи из 4 человек лишь за несколько месяцев после вступления страны 1 мая в Евросоюз выросли по меньшей мере на 20 процентов. Польша стремительно теряет имидж "дешевой" страны.

Лето весны не краше. Подорожали даже сезонные овощи и фрукты. И круглогодичные бананы. Рекорды бьет ветчина из говядины: килограмм уже стоит не менее 12 евро. (В досоюзный период на такую сумму можно было купить пять килограммов хорошего мяса). Крепко подросли цены на птицу, сахар (на 80 процентов по сравнению с началом года). Каждую неделю дорожает рис.
Как говорится, процесс пошел, и его не в силах удержать ни объявленная национальным банком, которому поручено контролировать ситуацию, акция "Сторожим цены", ни прямые линии с покупателями, которые сигнализируют чиновникам о подорожании товаров, чтобы те могли оперативно вмешаться, ни грозные предупреждения производителям со стороны управления конкуренции и потребителей.
В Варшаве почему-то рассчитывали, что со снятием барьеров в торговле внутри расширенного Евросоюза внутренний рынок поднимет цены раз-другой и на том успокоится. Не тут-то было. Высокие западноевропейские цены тянут в небо и польские, вызывающие шок у местных покупателей. Продажи сокращаются, но, несмотря на это, торговая сеть столкнулась с проблемами снабжения местного рынка. Польское продовольствие широким потоком хлынуло на Запад - у Евросоюза обнаружился жуткий аппетит на него.
В Польше громадное количество производителей молока - 800 тысяч крестьянских хозяйств, что больше, чем во всех десяти "старых" странах ЕС. Сейчас по западной части республики разъезжают сотни немецких и голландских цистерн и скупают молоко непосредственно у крестьян. Платят иностранцы в два раза больше, чем предлагают отечественные закупщики. Заграничные купцы не обращают внимание на нормы ЕС, которые требуют, чтобы закупщик был зарегистрирован в польском Агентстве сельскохозяйственного рынка. За разрешением обратилась лишь одна голландская фирма. Недавно толпы немецких купцов начали оккупировать Полесье, где забирают молоко прямо с перерабатывающих заводов. Добрались до самого Буга.
Подобная ситуация и на рынке мяса. За говядиной приезжают купцы не только из близлежащих стран, но и из Испании, Англии и даже Ирландии. Гоняясь за сиюминутной выгодой, крестьяне убивают все, что можно, в том числе телят. Это, безуспешно предупреждает Минсельхоз, самоубийственная тактика, потому что уже в следующем году нечем будет восстанавливать стадо. Коровы не размножаются как кролики. Целые стада буренок немцы охотно перегоняют к себе, чтобы превратить в бифштексы и гамбургеры.
Такой исход нетрудно было предвидеть. Года два популистские политики, так называемые евроскепктики, ездили от деревни к деревне и пугали крестьян, что с вступлением Польши в ЕС они не смогут ничего реализовать, потому что страну заполнит продовольствие с Запада, а они будут вынуждены за бесценок продавать землю немцам. И польские землепашцы слабо подготовились к долгосрочной игре на рынке Евросоюза. Ныне производство сельхозпродукции даже снизилось по сравнению с предыдущими годами. Не используются, лежат под парами, три миллиона гектаров земли. Сократилось поголовье свиней и крупного рогатого скота, причем самое большое снижение приходится на молодняк. Денежный дождь, который сегодня пролился на польскую деревню, может оказаться перелетным.
Вместо того чтобы расширять круг потребителей, сельхозпроизводители теряют отечественных клиентов. По оценкам экспертов, снижение спроса на внутреннем рынке не восполнят западные контракты. И тогда начнется драма на деревне. Прогнозируется приток в Польшу более дешевого продовольствия из соседних Чехии, Словакии и даже Литвы, которые лучше приготовились к работе на общеевропейском рынке. Не исключено, что в будущем году польские крестьяне будут устраивать блокады дорог из этих стран.
Трезвомыслящие польские производители продовольствия мечтают о "реанимации" на российских просторах. "Даже наши сосиски уж не по вкусу россиянам, - грустно говорит журналистам крупный фермер Мацей Дуда. - Если не притормозить цены, можно окончательно потерять этот рынок, невзирая на экспортные дотации. Немцы и англичане могут перестать покупать польское мясо, а былой спрос в России не вернем". Другая солидная фирма, желая "освежить" старые контакты с восточными партнерами, настойчиво приглашает их на дегустацию своих разнообразных ветчин и прочих деликатесов.