АМНИСТИЯ ДЛЯ МИГРАНТА

Миллионы соотечественников, ставших "нелегалами" после принятия в 2002 году законов "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан", попали в своеобразную ловушку из-за непостижимо (и недальновидно) усложненной процедуры легализации. Так оценивает ситуацию председатель исполкома международного общественного движения "Форум переселенческих организаций" Лидия ГРАФОВА.

- Недавно при Уполномоченном по правам человека в РФ Владимире Лукине создана инициативная группа, которая будет готовить концепцию "иммиграционной амнистии". Что это такое?
- Решение создать такую группу было принято на "круглом столе" в Федеральной миграционной службе, где и обсуждалась идея "иммиграционной амнистии". Когда в странах, принимающих мигрантов, скапливается большое количество нелегалов и государство осознает, что традиционными методами ситуацию не исправишь, там и проводятся "иммиграционные амнистии". Это было в США, ряде европейских стран.
То есть лучший способ борьбы с нелегальной миграцией - это легализация. Для России она жизненно необходима. Многие западные страны стали ужесточать свое миграционное законодательство, оказывая противодействие террористам. Россия поспешила последовать их примеру, словно забыв, что после распада Союза к нам ехали в основном наши соотечественники - по сути, репатрианты. Их же, согласно новым законам, сделали "иностранцами", подобно беженцам из дальних стран. Это было совершенно несправедливо и унизительно, крайне обидно для людей. В итоге за последние два года переселение в Россию на постоянное место жительства фактически свернулось.
- Неожиданный результат. А ведь с высоких трибун политики говорят, что соотечественники очень нужны России.
- Иммиграционная амнистия поможет решить этот вопрос. Россия, являясь самой большой по территории страной в мире, переживает острый демографический кризис, теряя по миллиону человек каждый год. По прогнозам, уже к середине этого столетия нас будет не 143 миллиона, а всего 90 миллионов. Поспешное принятие этих двух законов принесло, на мой взгляд, массу проблем государству, поставило людей в трудное положение.
Смотрите, какой получился парадокс. Законодательство ужесточили, чтобы помешать проникновению в Россию террористов и разных преступных элементов. Считалось, что миграция - угроза безопасности страны. Но при наших прозрачных границах и при том, что как раз представители криминалитета с легкостью легализуются (покупают и вид на жительство, и гражданство), получилось, что запреты стали преградой как раз для законопослушных соотечественников.
- А как технически осуществить "амнистию"? Через поправки к законам "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан"?
- О том, что огромное количество наших бывших соотечественников оказались в безвыходном положении "нелегалов", заявил еще в начале прошлого года президент Путин в своем послании Федеральному Собранию. Он призывал к упорядочению ситуации с мигрантами, говорил, что нужна не политика запретов и препон, а эффективная миграционная политика. Однако только в конце прошлого года были внесены некоторые поправки в Закон "О гражданстве". Они могли бы стать основой для "иммиграционной амнистии", однако ретивые чиновники по ходу дела внесли в них "маленькую" деталь: поставили получение гражданства в прямую зависимость от регистрации по месту жительства. То есть от той самой пресловутой прописки, которая уже давно отменена Конституцией. А где взять прописку бездомному мигранту? И вот из-за этого огромное множество переселенцев опять выпали из правового поля. Теперь многие из "нелегалов" идут в суды, доказывают факт своего постоянного многолетнего проживания в России. Но даже судебные решения не в силах заменить прописку, паспортно-визовые службы документы на гражданство все равно не принимают.
Что касается Закона "О правовом положении иностранных граждан", то в него никакие поправки до сих пор не внесены. Хотя известно, что еще в прошлом году Минтруд и ФМС подготовили текст поправок на 16 страницах. Проект где-то пылится. А ситуация, в которой оказались трудовые мигранты, критическая. Лишь какая-то десятая часть, не более, работает в России легально. Остальные - в теневом бизнесе. Они хотели бы легализоваться и платить налоги в казну, но работодателям и, возможно, кое-кому в милиции выгоднее держать их на положении изгоев. Государство же теряет миллиарды рублей.
- Кто из соотечественников попадает в "нелегалы"?
- Люди, приехавшие в Россию из бывших союзных республик три года и более назад по советскому паспорту, по безвизовому режиму. Они были убеждены в том, что являются россиянами. В паспортно-визовых службах страны ждут очереди полтора миллиона заявлений на гражданство. Как заявил один из руководителей Управления паспортно-визовой службы, на рассмотрение потребуется не меньше шести лет. Представляете - шесть лет ходить без паспорта, не имея права нормально устроиться на работу, пойти бесплатно в поликлинику и т.д. "Затор" образовался потому, что людей, можно сказать, пропускают через бюрократическое сито, подозревая в каждом потенциального преступника. Для легализации нужно собрать больше десятка справок, причем даже 90-летние старики обязаны сдать анализы на СПИД, сифилис, лепру... Если не привез человек справку об отказе от национального гражданства или об отсутствии судимости, ему предлагают съездить в республику, из которой он давно выехал. И пока он добывает, допустим, медицинские справки, та же справка об отсутствии судимости может устареть. Хотя непонятно, как может устареть отсутствие судимости?
- Демографы утверждают, что года через два в России, как и во всей Европе, рабочая сила станет самым большим дефицитом, и страны начнут переманивать друг у друга мигрантов. Так ли это?
- Россия уже сегодня нуждается в мигрантах, причем не в гастарбайтерах, а в постоянных жителях. В цивилизованных странах, прежде чем ужесточать миграционное законодательство, обязательно дают срок нелегалам, чтобы они могли "выйти из тени". У нас "иммиграционная амнистия" могла бы стать прорывом в создавшейся ситуации, и наши соотечественники вновь стали бы возвращаться в Россию.